2010-08-27

Дневник 5-ой Летней школы молодых библиотекарей
Тема 4 - го дня: «Пользователь – главный ресурс развития библиотеки 2.0»

«Практикум социолога «Пользователи библиотеки 2.0» - тема выступления Никандра Васильевича Козлова, Главного специалиста отдела аналитических программ в Департаменте информации областной администрации, Члена Союза журналистов России, главного редактора литературного альманаха «Синильга» и Сибирской книжной серии «Библиотека «Синильги».

Журналист, социолог и преподаватель, Никандр Васильевич, обращаясь к аудитории, призвал молодых библиотекарей постоянно повышать социологическую компетентность и не забывать о необходимости системности в работе.

- Задача отдела маркетинга современной библиотеки - оценивать потребности социума, а для этого необходимо грамотно применять инструменты социологических исследований. Ведь социология - это наука об обществе, и благодаря компетентности социолога определяется подход к исследованию: опросу, аналитике и обобщению - в рамках любой актуальной проблемы.

Это выступление вызвало большой интерес у слушателей Школы. Речь шла о наболевшем: о проблеме социально-нравственного здоровья общества, о том, что, используя новые информационные технологии, мы не должны забывать о принципе «не навреди». Это, как скальпель хирурга, который может вылечить, а может и вызвать другие нежелательные последствия.

Разговор на эту тему продолжила главный библиотекарь молодёжного аналитического бюро Новосибирской областной юношеской библиотеки Галина Владимировна Покусаева. Основываясь на выводах, сделанных в ходе исследований читательских запросов своих пользователей и социологических опросов средств массовой информации, она попыталась прояснить ситуацию, сделать некоторые обобщения и обозначить круг проблем, которые необходимо сегодня решать.

- Что же собой представляет портрет современного молодого читателя? Говорить однозначно о чтении молодежи сложно. Молодёжь читает. И её читательские интересы разнообразны, но, к сожалению, чтение не входит в круг приоритетных занятий молодежи. И это практически повсеместное и распространенное явление. Конфликт молодежи с книжной культурой вызван изменениями условий жизни и смешением акцентов в сторону цифры. Как я уже сказала, молодежь читает, но при этом изменился характер чтения. Книга становится одним из информационных каналов, но не единственным и не основным. При этом не следует забывать, что природа книги множественна,в том числе и как источника творчества, формы общения, понимания, но особенно важна ее духовно-нравственная составляющая.

Эти актуальные проблемы современной библиотечной жизни, обозначенные в выступлении, и вызвали оживленные комментарии Заслуженного деятеля культуры Толмачевой Людмилы Павловны и заведующего сектором изучения электронных книг Исследовательского центра «Библиотека. Чтение. Интернет» Российской государственной библиотеки для молодёжи А.В.Пурника.

Александра Владиленовича, чуть позднее давшего интереснейшее «Интервью с профессионалом: «Планета Е-книг», долго не отпускала молодёжная аудитория. Этот экскурс в историю Е-книги вызвал у неё много разных вопросов.

«Сервисы библиотеки 2.0» - тема выступления Воронцовой Светланы Валерьевны, главного библиотекаря отдела библиографии юношеской библиотеки.

В её выступлении был представлен широкий спектр современных возможностей для читателя и читательских групп. Профессионально сделанный обзор существующих в сети сайтов, энциклопедий, социальных сетей, заинтересовал всю аудиторию, независимо от уровня её подготовленности в области информационных технологий. Интерес был вызван ещё и тем, что рекомендованные Светланой Валерьевной сервисы сайтов http://www.bookmag.ru, http://www.lib.omsk.ru, http://imhonet.ru/, http://www.bookriver.ru, по существу соответствуют концепции web 3.0 и демонстрируют ту значимую сейчас сферу активности, о которой накануне говорил А.В.Пурник .

Закончился рабочий день 3-х часовым мастер-классом «Видимая библиотека - рекламно-информационный продукт». Кащеева Татьяна Викторовна, ведущий библиотекарь методического отдела Областной юношеской библиотеки ввела школьников в мир презентаций, Microsoft Power Point. Доброжелательно и с юмором она проанализировала основные ошибки, которые допускаются при создании слайдов. Для некоторых школьников стало открытием, что 70% процентов слушателей раздражает, когда лектор читает со слайдов своей презентации, Или, что задача создателя презентации - вести диалог с аудиторией, используя при этом минимум средств, не перегружая слайд, и это всегда выгодно отличает профессионала от новичка. Благодаря доходчивому объяснению и методически грамотно построенной работе (несмотря на разный уровень подготовки), конечным продуктом мастер класса стали интересные презентации на тему дня, сделанные участниками мастер-класса.

А вот разговор о мастер–классе «Библиотека и молодёжь: совместные творческие проекты», который шёл в это же время, но уже с другой группой слушателей (ведущий - главный библиотекарь Новосибирской областной юношеской библиотеки Татьяна Евгеньевна Манн) лучше вести в блоге, потому что, на наш взгляд, об этом лучше говорить самим участникам.