25-08-2010

Дневник 5-ой Летней школы молодых библиотекарей
Тема 3- го дня: «Стать библиотекарем 2.0: Миссия выполнима»

Запрограммированное в середине всей пятидневной работы, оно соответствовало пику, на который все это время мы взбирались, так как отражало столичный компетентный взгляд, разящий точностью видения современных проблем российской библиотеки, а также открывало новые горизонты в развитии этого социального института.

Так как программа развития библиотеки 2.0 была рассчитана на период с 2000 по 2010 год, то Александр Владиленович сразу отметил, что мы движемся не К…, а От… библиотеки 2.0 в сторону библиотеки 3.0. Многие библиотеки сейчас ориентированы на пользователя и на применение современных технологий. Флаг концепции web 2.0 – это активное участие пользователя в создании контента. Но есть опасение, что лавинообразный рост бесконтрольной по качеству информации нас захлестнёт, и мы это уже сегодня пожинаем. Концепция web 3.0 предполагает введение сертификации контента, и центром его сертификации должна стать библиотека. «Вот новое поле деятельности библиотек, ведь пользователь хочет попасть через сайт библиотеки на проверенные ресурсы! А кто это может сделать лучше, чем профессионал-библиотекарь?!».

Пример из будущего – сайт http://bookmate.ru, сочетающий в себе элементы хранилища книг и социальной сети, ценный множеством комментариев, аннотаций к каждой книге и отзывов. Библиотекарь из прошлого, избач, был самым умным в своем селении, сейчас же, в эпоху общей образованности, перед библиотекарем не стоит задача быть лично главным цензором контента. Возможно, разумнее привлечь библиотечный актив профессионалов из разных областей, сделав упор на сборе, систематизации, каталогизации. Причем привычный текст 2.0 будет сопровождаться не только аннотациями, указателями и обзорами, а, в связи с ориентацией на современного, медийно мыслящего молодого человека, ещё и - видео, аудио, и другими изображениями.

А вот технические, правовые и финансовые возможности для безбарьерной работы библиотек должно обеспечиваться государством, исходя из закона о праве граждан страны на доступ к информации. Таким образом, современная библиотека должна работать и в интересах граждан, и, конечно же, в интересах экономики. Именно важная роль защиты интересов экономики обеспечивает полноценную поддержку государством библиотек в странах Запада и способствует не декларированию (как это, к сожалению, происходит сегодня в России), а реализации права граждан на доступ к информации.

Впечатляющей для школьников была презентация одной из библиотек Финляндии, в которой побывал Александр Владиленович. Хотя все рассказанное о работе коллег из Финляндии мало касалось сервисов 2.0 и 3.0, однако подняло планку качественного обслуживания в глазах присутствовавших библиотекарей, открыло совершенно новые подходы к читателю, поразило уровнем автоматизации книгооборота.