Есть в нашей области речка, Иня прозывается, что значит Серебряная. Есть ли в Ине серебро — не знаю, а вот золотишко в прошлом веке мыли. Река-то с гор течет, с ледников вода талая стекает, а она живительной силой обладает. На песчаных плесах раньше перламутровые раковины водились, а они мутной воды не любят.
Так вот, давным-давно это было, может две тысячи лет назад, а может и более. Стояли на берегах Ини два села: одно на крутом берегу, а другое на пологом. Те, что на крутом берегу обосновались, все больше мастерством жили. Высокий берег каменистый, а где камень, там и руда. А где руда, там и кузнецы с литейщиками рядом живут.
На пологом берегу пашню пахали, огороды садили.
Вот соседи через речку и менялись, одни давали пшеницу, да репу с капустой, а другие в обмен лопаты, кочерги, да ухваты. Зимой по льду друг к дружке ходили, а летом на лодках сплавлялись. Течение у Ини быстрое, поперек переплыть никак не удается, лодки течением сносит. Чтобы к соседскому берегу причалить, надо берегом вверх по течению далеко идти и лодку за собой тащить. Решили две деревни мост построить, а пока с берега на берег веревочный мосток перекинули. Стали по этому мостику чаще друг к другу в гости ходить. На крутом берегу парни крепкие, у кузнечных горнов закаленные, а на пологом девчата белые да румяные, парным молоком кормленные.
Мост настоящий тогда так и не построили. Толи коза с крутого берега на пологом капусту съела, толь лиса с пологого на крутом берегу кур потаскала, уже никто и не помнит. Рассорились сельчане, на мост больше ни ногой. Так зиму перезимовали. А весной случилась беда. Паводок по реке пошел, да такой высокий, крутой волной все село на пологом берегу накрыло. Во всех печах огонь погас. Вода быстро сошла, да так, что река обмелела.
На крутом берегу все колодцы пересохли, без воды ни напиться, ни умыться. А на пологом берегу сидят без огня, ни хлеб испечь, ни кашу сварить.
Надумали старики, гонцов к соседям послать мириться, да помощи просить.
И надо же такому случиться, что два самых крепких богатыря с обоих берегов на веревочном мосту встретились. И давай спорить, чьё поручение важнее, да неотложнее. Кто кому дорогу должен уступить. А там и силой мериться стали. Место для побоища подходящее оказалось. Оба в воду свалились, хорошо река обмелела, не потонули. Сидят на мели и думу думают, что же им дальше делать? А и правду, что тут поделаешь? Как беде помочь?
А что бы вы на месте богатырей сделали?
Первым опомнился Богатырь, что с крутого берега шел, пойдем, говорит, на пологий берег выберемся, да костер разведем. Согреемся, обсохнем.
— Как костер разводить будем? У нас в селе все огни погасли.
— Кузнецы с огнем давно дружбу водят, не зря их колдунами, да чародеями в народе читают. Есть у нас кузнецов, стекло волшебное, с двух сторон выпуклое. От самого Солнышка можем огонь зажечь. Можем из камня искры высечь, вот кремень и кресало, жаль трут подмок. На худой конец огонь можно трением получить, как в старину наши пращуры костры разжигали.
Собрали валежник, развели костер. Сидят, греются. На огонек сельчане с пологого берега подошли. Угольки из костра по избам разнесли. Благодарят Богатыря с крутого берега, за то, что огонь им вернул.
Поклонился богатырь с крутого берега людям за добрые слова.
— Мне пора, — говорит, — Пойду воду искать, без воды и в кузнечном деле беда. Без закалки Железо долго не прослужит.
— Воды и на пологом берегу не стало. Только на самом дне глубокого колодца, водица пополам с илом осталось. – Вышел к Богатырям староста. — Тем, что есть, мы с соседями поделимся. А вы вверх по реке вдвоем идите. Половодье камни с гор несло, где-то там запруда получилась. Вдвоем камни ворочать сподручнее будет.
А чем сказка кончилась?
Речка Иня и сейчас течет, как и прежде в Обь впадает. Между крутым и пологим берегом мост построили, крепкий надежный, не только пешим пройти, на телеге проехать можно.