Меня зовут Боб, и я — кот, который, кажется, спас своего человека. Его зовут Джеймс, и хотя на первый взгляд он выглядел так, будто потерял всё, на самом деле он просто запутался в своей жизни. Я нашёл его случайно — сидел на ступеньках подъезда, пытаясь согреться, когда он заметил меня. Я сразу понял, что этот человек не похож на других: его глаза были полны усталости, но в них всё ещё тлела искра надежды. Он не прошёл мимо, как большинство, и, честно говоря, это стало для нас обоих началом новой жизни. Это наша история — человека и его кота, которые вместе прошли через боль, чтобы найти свет и обрести свободу.
Когда-то у меня уже был человек, но я ушёл от него. Мне казалось, что человек ограничивает меня. А мне хотелось бродить, не зная границ, не думать о ком-то ещё. Но с каждым днём я понимал всё больше, что настоящая свобода не в том, чтобы идти куда хочешь. Свобода — это выбирать, к кому вернуться. Настоящий дом был всегда там, где был мой человек.
После того, как Джеймс забрал меня к себе, мы каждый день бродили с ним по улицам. Он играл на своей старой гитаре, а я сидел рядом. Люди начинали обращать внимание не только на меня, но и на него. Кто-то бросал монетку, кто-то останавливался, чтобы поговорить.
Прошло время, и однажды он спросил:
— Боб, как ты помог мне выбраться из этой тьмы?
Я посмотрел на него и сказал:
— Я просто был рядом. Ты сам нашёл свой путь. Иногда, чтобы преодолеть трудности, не нужны большие усилия — достаточно знать, что ты не один.
Человек задумался и улыбнулся.
Однажды мы с Джеймсом сидели в парке, отдыхая после долгого дня. Он играл на гитаре, но вместо привычных мелодий звучала задумчивая грустная музыка. Вокруг бегали дети, люди гуляли с собаками, кто-то читал книгу на скамейке неподалёку. Я смотрел на своего человека и вдруг заметил афишу на стене напротив. На ней крупными буквами было написано слово «УЯЗВИМОСТЬ».
Я посмотрел на Джеймса — его старые, потёртые пальцы бегали по струнам, и в этих звуках была не только боль, но и что-то ещё. Я вспомнил, каким я встретил его: потерянным, закрытым от мира. Он боялся показать свои раны, боялся, что мир снова причинит ему боль. Но вот уже несколько лет мы вместе, и я видел, как он учился открываться. Открывать своё сердце, свои слабости. Я подошёл поближе и потерся о его ногу.
Я вспомнил, как раньше мы с ним боялись каждого холодного дня, каждой неприветливой улицы. Он был уязвим, как и я. Но ведь именно эта уязвимость, как мне показалось, сделала его сильнее. Она позволила ему увидеть мир другим: как место, где можно найти поддержку, тепло и помощь. Когда он позволил себе быть уязвимым перед другими — пусть это были просто прохожие, его старые друзья или даже я, кот, — он начал меняться.
И я стал дальше думать о слове «уязвимость». Оно состоит из множества маленьких частей, как сама жизнь. И каждая его буква рассказывает о чём-то важном.
— «У» — это уход от страха. Мы все идём через неизвестность, но это не повод бояться. Именно неизвестное даёт нам силу искать ответы.
— «Я» — это единственный человек, который может изменить твою жизнь. Никто другой не в силах это сделать за тебя.
— «З» — это забота. О себе и других. Заботясь о своём внутреннем мире, мы учимся понимать чужую боль.
— «В» — это время. Время, которое нужно, чтобы исцелиться, время для принятия.
— «И» — это истина. Истина в том, что каждый из нас иногда падает, но именно через падения мы учимся подниматься.
— «М» — это мудрость. Уязвимость приносит понимание, что слабость — это путь к настоящей силе.
— «О» — это открытость. Когда мы открыты миру, он открывается нам в ответ. Быть уязвимым — значит впустить в себя жизнь со всеми её радостями и потерями.
— «С» — это сила. Истинная сила приходит не тогда, когда мы прячем свои раны, а когда мы осмеливаемся показать их.
— «Т» — это терпение. Как невидимая нить, связывающая нас с надеждой на лучшее. Терпение — это тихий страж уязвимости. Оно напоминает нам, что слабости могут стать силой, если мы даём себе время на это. Как в музыке — не все ноты звучат сразу, иногда самые важные моменты приходят в тишине между ними.
— «Ь» — это маленький, но значимый символ, который не имеет звука, но придаёт смысл и мягкость словам. Он как нежное прикосновение, меняющее тон и настроение, напоминает, что сила может проявляться через мягкость. Он словно учит нас искусству быть чуткими, способными уступать и при этом не терять своей сути.
Человек перестал играть и задумчиво посмотрел на свои руки, словно увидел их впервые.
— Ты хочешь сказать, что уязвимость — это путь к силе?
Впервые за долгое время он смотрел вокруг без страха. Его руки вновь коснулись струн, и музыка изменилась. В ней появилась надежда.
На другой день я снова продолжил думать об этом слове. День был дождливый, мы сидели на холодной улице Лондона. Джеймс играл свою музыку, а я, как всегда, был рядом, наблюдая за прохожими. УЯЗВИМОСТЬ — я слышал что-то глубокое, что касалось не только меня и моего человека, но и нас всех.
Я вспомнил, как раньше Джеймс был твёрдым и упорным в своей борьбе за лучшую жизнь. Но не сила изменила его, а мягкость — его способность принимать помощь, любовь и тепло. Раньше он отталкивал всё это, закрывался за стенами, но с тех пор, как мы встретились, он стал мягче. Как этот мягкий знак в языке — он делает слова лёгкими и музыкальными, помогает звукам течь свободно.
Я подумал о музыкантах и поэтах, которых мы иногда слушали по радио или видели на старых плакатах в городе. Многие из них говорили о том, как важны не только яркие ноты и громкие слова, но и паузы, тишина, возможность смягчить удар. Как говорил один поэт, «в каждом слове важна не только буква, но и воздух между ними». Этот «мягкий знак» в жизни — это и есть то, что позволяет оставаться гибким, чутким к миру.
Мы часто думаем, что сила — это только твёрдость. Но я, кот, знаю: сила в том, чтобы быть мягким, как этот знак, который не меняет смысла, но изменяет форму. Мой человек учился этому каждый день, и я был его спутником в этом путешествии.
Об авторе:
Александра Канторович (г. Новосибирск)
Член Союза композиторов России. Выпускница отделения «Теория музыки» Томского музыкального колледжа имени Э. В. Денисова (1993).
С 1993 по 1998 гг. обучалась в Новосибирской государственной консерватории им. М. И. Глинки по специальности «Композиция» (класс профессора Г. Н. Иванова); также факультативно занималась в органном классе у Г. А. Никулина.
В 2003 г. окончила аспирантуру в Новосибирской государственной консерватории им. М. И. Глинки по специальности «Композиция» (под руководством народного артиста России, профессора Г. Н. Иванова).
С 2002 г. – штатный органист в Новосибирском приходе св. апостола Андрея Сибирской Евангелическо-Лютеранской Церкви (СЕЛЦ), преподаватель в Богословской Семинарии ЦРО СЕЛЦ, курс «Теория музыки».
Лауреат II степени в VII Международном конкурсе композиторов и аранжировщиков им. И. О. Дунаевского в номинации «Академическое вокальное сочинение» (2020).
С 2015 г. активно занимается организацией концертной деятельности в Лютеранском Центре (Академгородок). Плодотворно сотрудничает с органным классом при Новосибирской консерватории, ансамблем старинной музыки «Инсула Магика», органистами из других российских городов.