Адамский Сергей — Сероглазый аккорд

номеру 224

Номер 224 был присвоен трупу Уоллеса Хартли, когда его обнаружили среди жертв крушения «Титаника» в апреле 1912 г. Скрипка – подарок невесты – оказалась при нем. Уоллес Хартли был руководителем оркестра, который до последнего играл на тонущем корабле. В момент гибели Уоллесу Хартли было 33 года.

мальчик идет со скрипочкой; маленький и смешной;
дождик стреляет в лужицы, градинки метят в лоб;
утром шутили взрослые: где современный Ной?
будет же – наводнение! будет второй потоп!
мальчик читал из библии – выдержки для детей;
и о потопе вычитал – плакал потом навзрыд;
что ж этот Ной? не справился? или – не захотел?
только по паре – мало же! мальчик весьма сердит;
он недоволен библией: «что, этот Ной – дурак?
не рассчитал с размерами? не обсудил с женой?»
мама целует мальчика: «всех не спасти никак…
всех не спасти, мой глупенький; всех не спасти, родной…»

мальчик растет и учится; мальчик теперь скрипач;
время – условно мирное – перед большой войной;
мальчика носит по миру: «мамочка, ну, не плачь!
это же чудо техники! все хорошо со мной!
тут у меня товарищи – сыгранный коллектив;
на берегу любимая – честно и верно ждет;
на океанском лайнере – множество перспектив!
знаешь ли, как под звездами чудно искрится лед?
вот бы – сфотографировать! вот бы…»
удар в ночи…
…против потопа выступил, скрипку держа в руках;
мальчик плывет со скрипочкой…
в небе господь молчит;
«всех не спасти, мой глупенький, всех не спасти никак…»

***

…недолговечный и непрошенный –
к земле поближе снег летел,
не видя ничего хорошего
в околоземной пустоте.
снег был нацелен на сближение,
он лип ко всем, кого встречал;
тянулся к бледным отражениям;
льнул к равнодушным кирпичам;
пытался фоткаться с прохожими
и заставлял моргать, шутник;
пролез туда, где огорожено;
туда, где заперто, проник;
расцеловался с каждым деревцем.
спешил.
причины мне ясны:
снег просто перестал надеяться
на прекращение
весны…

***

Хорошо погулять по улицам,
По исконно своим местам.
Улыбнуться прохожим умницам –
Усмехнуться чужим мечтам.
Вдоль Фонтанки пройтись до Летнего,
Передумать к Неве идти.
Выбор есть. Даже если нет его.
Вдруг да встретится по пути.

Провоцирует март на поиски.
Чуть оттаивает душа.
Через Марсово и на Троицкий
Можно двигаться не спеша.
Через крепость пройти; под рострами,
Превращая маршрут в обряд,
Вспоминать, как на этом острове
Умирал я сто раз подряд.

Как потом на Дворцовой площади,
Подбирал лепестки души.
Как по Невскому плыли лошади
В равнодушной струе машин.
Я свернул на Литейный с Невского.
Я в Ахматовский сад зашёл.
Странный город: влюбиться не в кого,
Но гуляется хорошо…

к пятилетию

…холодно холодно холодно холодно
тихая музыка вязкая музыка
тянется-стелется-слышится-кажется
бабочкой мается ящеркой мечется
ревностью скомканной завистью стоптанной
щелкает дзынькает тикает тренькает
звякает шаркает шамкает хлюпает
тихая музыка глупая музыка
горькая-тесная-тёмная-зимняя
музыка памяти прошлого музыка
жутко мне в музыке холодно в музыке
хочется спрятаться хочется вырваться
вырезать прошлое вычистить лишнее
вторгнуться в нежное вылиться в жаркое
справиться с холодом вытравить музыку
сделать бы как-нибудь сделать бы что-нибудь
чтобы не холодно чтобы не холодно…

***

…художник уходит, отбросив
бессильную кисть и мольберт.
в таинственном женском вопросе
пускай разберётся поэт.
и, кажется, проще простого
магическим взмахом руки
всю мощь откровений Толстого
упрятать в четыре строки.
и кажутся правдой ответы;
и пишет ценитель-чудак:
смотрите, как могут поэты;
а могут ещё и не так.

но дальше – скрипач одинокий,
как будто идя на рекорд,
спрессует все лучшие строки
в один сероглазый аккорд.
и в сердце нездешнего мира,
где души плывут, не скорбя,
Гомер поглядит на Шекспира,
а Моцарт вздохнет про себя…

***

Мне за сорок. Городу за триста.
Сроки не скостить, не обменять.
Петербург – находка для туриста –
Приберёг потери для меня.

Кто-то вновь уехал. Умер кто-то.
Пылью дышит старая межа.
Самая нелепая работа –
Близких в неизвестность провожать.

Город словно выскоблен в июле;
Кто куда, а я попал впросак.
Словом «отпуск» снова обманули:
Никого не отпустить никак.

Мне за сорок. За окном – под тридцать.
Надо бы собраться по грибы.
Надо после отпуска побриться.
Надо увернуться от судьбы.

центробежник

…я ничего не наверстаю,
ты, разумеется, права;
я переписку пролистаю,
ища хорошие слова;
и, как дурак, пойду по лужам,
и перейду литейный мост;
я центру города не нужен;
я не играю в личный рост.

сбегу от высших откровений
туда, где истина проста,
где нет решительных мгновений,
есть только общие места;
я ускользну от самой сути,
ведь в самой сути столько жути,
что волчьей музыкой слова
становятся, сбиваясь в стаю;
я ничего не наверстаю.
ты, разумеется,
права…

***

…я заметил себя выходящим из дома
и с корзиной в руке
подворотня была непривычно бездонна
и петляла к реке
я следил за собой удивляясь корзине
и её пустоте
и куда я побрёл этим вечером зимним
а затем полетел
а затем приземлился на розовый остров
посреди пустоты
где всё было так бережно нежно и просто
как смотреть на цветы
на сверкающий остров где каждый не вечен
но взаимно любим
ты встречала меня целовала при встрече
я завидовал
им…

***

Петербург никуда не спешит
И не ждёт никого никогда.
Это город усталой души,
Полюбившей купаться в следах.
Это вечер незримых мостов;
Это утро туманных сетей.
Это: «Ладно. Я знал. Я – готов…» –
После самых плохих новостей.

Петербург никуда не спешит,
Зажигая на Стрелке закат.
В этом городе все хороши;
В этом городе всё – невпопад.
Поцелуи случайных подруг –
Просто повод не видеться с ней.
За любовь не даёт Петербург
Ничего, кроме общих теней.

Это Невский под утро без сил
И зачем-то – Московский вокзал;
Это: «Как я её не спросил?»
Это: «Что же я ей не сказал?»
Это отблеск невзятых вершин
В глубине сероглазого льда…
Мы с тобой никуда не спешим
И не ждём никого никогда.

Об авторе:

Сергей Михайлович Адамский (г. Санкт-Петербург)

Заместитель председателя правления Санкт-Петербургского Союза Литераторов (СПСЛ), член приемной комиссии СПСЛ. Победитель и призёр всероссийских и международных поэтических конкурсов. Автор пятнадцати сборников стихов, составитель ряда коллективных поэтических сборников. Лауреат литературной премии «Петраэдр». Стипендиат министерства культуры.

Оцените этот материал!
[Оценок: 2]