Касумова Залина — Быть верным себе до конца

Луна в чёрном бархате неба

К 255-летию со дня рождения великого немецкого композитора Людвига ван Бетховена, которое мир отметит 16 декабря 2025 года

Четырнадцать* – номер в его личном списке.
В моих предпочтеньях она – фаворит.
Её превзойти в музыкальном изы́ске
Никто не сумел, и ничто не затмит!

Да, я о сонате, что «Лунной»** зовётся –
Бетховен такого названья не знал.
Из каждого звука печаль на нас льётся
В начале… Неистов и бешен финал!

В основе трагедия чувства маэстро:
Любовь, что разбита безжалостно в прах.
Ушла бессердечно к другому невеста…
В мечтах и надеждах Бетховена крах.

Ему тридцать лет. Он влюблялся, конечно,
Но как-то дежурно, совсем не всерьёз,
А тут Купидон стрелой ранил навечно –
Такой вот случается в жизни курьёз.

Джульетта Гвиччарди – звучит импозантно!
Уроки брала у маэстро она.
Его в тот момент было сердце вакантно,
Она ж, как на грех, миловидна, юна…

Не слишком талантлива как пианистка.
Терпеть не могла постоянной муштры.
В источниках значится как вокалистка,
Но это потом, а пока, до поры

Кокеткой была бесшабашной, но нежной.
Бетховен решил, что жениться пора.
Мечта разрасталась и стала безбрежной,
Но он не учёл, что девица шустра!

Ей встретился некто из знатного рода –
Она предпочла его, ясно без слов.
Берёт своё, как ни крутите, «порода»,
И жанра закон беспощадно суров!

Всё так… Но соната совсем не об этом!
И пусть посвящение есть, ну и что?!
Любовного нет в ней ни капли сюжета –
Здесь море минора***, увы, разлитó.

В период, когда тот роман был в процессе!
Ничто не сулило печальный разрыв.
Трагизм уже был! Композитор в эксцессе:
Чудовищный психологический взрыв!

Что стало причиной той скорби всесветной?
И бездны печали? И крика души? –
Недуг, что подкрался бедой несусветной,
С которым попробуй все планы сверши!

Я слышу трагедию, боль, безысходность,
Крушенье надежд, человеческий страх.
«Не ниспошли, Боже, профнепригодность!»
Всё это в сонате! – Могучий размах!

Бессильна была медицина в то время.
Прогноз затуманен, а значит, смирись!
Такое Бетховену выпало бремя:
Ты гений?! Так будь им, но слуха лишись!

Гримаса судьбы беспощадна, зловеща;
Чудовищно грозен свирепый оскал!
Начало пути, а Бетховен «взят в клещи»,
И мыслью об этом сражён наповал!

Душа композитора люто бунтует, –
О, как ювелирно недуг он скрывал! –
Нутром против доли своей протестует,
Отсюда и яростный, бурный финал!

… Увидев луну в чёрном бархате неба,
Включите сонату, откройте сердца,
Услышьте того, чьё гражданское кредо
Гласило: «Быть верным себе до конца!»

* Соната для фортепиано № 14 до-диез минор написана в 1800—1801г. г. и имеет заголовок «Sonata quasi una fantasia» (соната в стиле фантазии). Бетховен, зная о бешеной популярности этой сонаты, недоумевал и раздражался, т.к. считал, что у него есть гораздо более значимые произведения.

** Название «Лунная» закрепилось за произведением с легкой руки немецкого писателя и музыкального критика Людвига Рельштаба, увидевшего в первой части ее «лунный свет над Фирвальдштетским озером». Это произошло уже после смерти композитора. Против этого названия не раз возражали, в т.ч. знаменитый русский композитор, пианист, дирижер, музыкальный педагог Антон Рубинштейн. Он считал, что: «Лунный свет предполагает лирическую мечтательность, а не драматизм! Он вызывает мажорное настроение, а в сонате царит минор…»

*** Еще в эпоху барокко до-минор использовался для выражения печали, траурного настроения. Четыре диеза этой тональности усиливают траурную напряженность. Ритмоформула мелодии, звучащая на мерном аккомпанементе в размере 4 четверти, отсылает нас к ритму траурного марша, а спускающаяся вниз линия баса еще больше сгущает краски: это «знак печали, символ умирания, положения во гроб».

Две звезды ярчайшие

Союзу виолончелиста М. Л. Ростроповича и оперной певицы Г. П. Вишневской посвящаю

Случилось это на мероприятии*.
Увидев женщину, что шла, будто с небес,
Он обомлел и распростёр б объятия,
Но не позволил светский политес.

«Союз наш станет непременно венчанный.
Царица! Равных ей в помине нет!» –
Подумал он, такой всегда застенчивый,
Но тут вином был, видно, разогрет…

«Я провожу Вас», — он сказал решительно,
Когда все стали расходиться по домам. –
«Ну, хорошо, но будьте осмотрительны —
Я замужем». – «Доверьтесь мне, мадам!»**…

Большой театр был её обителью.
Сопрано мощное, «сияя серебром»***,
Звучало несусветно, восхитительно,
С незаурядно зрелым мастерством.

Виолончель, с его смычка касания,
Так пела, что захватывало дух.
Он мог не говорить слова признания –
Она б сама раскрыла чувства вслух…

Событий шквал был головокружительный.
Однажды, чтоб ей ног не замочить,
Свой светлый плащ он положил решительно
На землю. Кто мог так боготворить?!

Через четыре дня он сделал предложение!
Ей мужа жаль. Вопрос: быть иль не быть?!
Глубокое к мужчине уважение
Не есть любовь! Пришлось союз разбить…

Мстислав с Галиной – две звезды ярчайшие
Талантом мир сумели покорить.
Полвека вместе! Чувства глубочайшие,
Как драгоценность, удалось им сохранить!

В одном из интервью он был предельно искренен,
И журналист вопрос ему задал,
А музыкант ответил так изысканно,
Что поразил интервьюера наповал.

«Жалею ли о чём? – Ответил утвердительно. –
Я прожил счастливо, не раз себя кляня:
Мне нужно было действовать решительно,
Не потерять чтоб те четыре дня!»

* То была официальная встреча иностранной делегации в ресторане гостиницы «Метрополь».

** На самом деле, в ответ на реплику Г. Вишневской: «Я замужем», М. Ростропович ответил: «Ну, это мы ещё посмотрим!»

*** Из стихотворения Анны Ахматовой «Слушая пение» (1961 г.), посвященного Г. П. Вишневской.

Фигурант со скрипкой

Боже, откуда такая напасть?!
Мир тишины, что отнюдь не был скучен,
Вдруг беспардонно и грубо нарушен –
Скрипка собой захватила всю власть!

Годы покоя… И что же теперь?!
«Муки любви», что от Крейслера Фрица?!
Музыка может, конечно, присниться,
Только не сон это! Ломится в дверь,

В окна колотит, аж шторы дрожат –
Это концерт Паганини для скрипки.
Да, признаю, без единой ошибки,
Только я музыки той не фанат!

Это с утра… Днём Чайковский, Сен-Санс,
Моцарт, Бетховен, Макс Брух и Тартини.
В безостановочной этой лавине
Просто космический есть консонанс,

Но перебор! Обывателя слух
Не подготовлен, он жаждет покоя!
Слушать часами концерт без настроя
Мозг не желает! Он будто бы вспух…

Вечер нам снова покой не сулит –
Звуки мелодий Вивальди повсюду!
Кто-то крушить начинает посуду,
Кто-то гневливо с балкона кричит.

А во дворе разъярённых людей
Сотня – все жаждут клеймить музыканта!
Вывели молча на суд фигуранта –
Белой стены был мальчишка белей…

Ядра упрёков, нападок шрапнель
В парня летели. Он слушал понуро.
И прогибалась под криком фигура…
В чём он, по сути, виновен? – Ужель

Мы порицаем талант скрипача?
Он врос душой в свою старую скрипку.
Стойте! Уймитесь! Свершите ошибку!
Не торопитесь рубить сгоряча!

Лучше спокойно решенье найти –
Так, чтоб оно всех устроило разом…
Вдруг паренёк на лице кареглазом
Дал шанс улыбке своей расцвести.

Скрипку движеньем отточенным взял,
И, вместо скерцо, сонат и рапсодий,
Звук полился́ тех заветных мелодий,
С коими в сердце народ побеждал:

«Синий платочек» и «Тёмная ночь»,
Всеми любимая нами «Катюша»,
Дальше «В землянке» – все трогают душу,
К ним равнодушным остаться невмочь!

Пели все скопом, кто был во дворе,
С лоджий, из окон, мужчины и дамы.
Всё разрешилось собою без драмы…
А через год в золотом сентябре

Все мы узнали: скрипач, наш сосед,
Выиграл конкурс, престижный безумно!
Мир музыкальный овацией шумной
Выдал ему на Олимп свой билет!

Об авторе:

Залина Михайловна Касумова (г. Екатеринбург)

Окончила КГПИ им. В.И. Ленина, факультет иностранных языков (английский, немецкий), г. Киров, 1978 г. За плечами 13 лет переводческой и 23 года преподавательской работы в колледже. В данное время представляю столицу Урала, г. Екатеринбург. Член РСП. Награждена медалями РСП за вклад в русскую литературу.

Дипломант IV Международного литературного конкурса «Славянское слово-2021», победитель III-го и дипломант IV-го Международных конкурсов сочинений на английском языке Британского экзаменационного Совета City&Guilds (2012, 2014), лауреат V Международного конкурса «Поэзия Ангелов Мира» (2023), финалист V и VI всероссийских конкурсов стихов и рассказов о животных «Рядом» (2022, 2023), финалист Международного конкурса «Есть только музыка одна» памяти Дмитрия Симонова в номинации «Поэзия» (2022). Номинант на соискание литературных премий: «Русь моя», «Наследие» за три и «Поэт года» за четыре последних года.

Стихи опубликованы в 30 коллективных сборниках. Автор детской книги стихов о животных для детей и подростков «Соседи по Земле» (Перископ-Волга», 2022), отмеченной специальным дипломом «За солнечное творчество» на Германском международном литературном конкурсе русскоязычных авторов «Лучшая книга года-2023».

Оцените этот материал!
[Оценок: 16]