29 марта в Новосибирске выступили лидеры уральской поэтической школы – Инна Домрачева и Сергей Ивкин. Творческие встречи с поэтами из Екатеринбурга прошли в ГПНТБ СО РАН и баре «Открой рот».
В библиотеку на заседание литклуба «312» гостей пригласил член этого объединения, поэт из Академгородка Святослав Одаренко. Новосибирцы услышали новые стихи Ивкина и Домрачевой и узнали об особенностях литературной жизни Урала.
Одаренко представил две очередных книжки-малышки, только что вышедших в серии издательской инициативы «Здесь» – лирический сборник Сергея Ивкина «Пять миллионов листьев тому назад» и книга детских стихов Инны Домрачевой «Магистр йода». Дебютная 80-страничная книга Инны «Лёгкие» с предисловием Станислава Ливинского вышла два года назад в московском издательстве «СТиХи» в серии товарищества поэтов «Сибирский тракт». Стихи для детей Домрачева начала писать три года назад, приняв участие в областном конкурсе «Щегол». Из коллег, работающих в области детской литературы, выделяет Агнию Барто, Генриха Сапгира, Михаила Яснова, Эдуарда Успенского и Машу Рупасову.
– На одном из городских детских поэтических конкурсов я была поражена стихами 11-летней Марии Наврузовой, воспитанницы литстудии имени Владислава Крапивина. Отец девочки – художник-график, и Маша читает все книги, что он использует в работе. Так выросло это незаурядное дарование! – рассказывает Домрачева.
В 15 лет Сергей Ивкин случайно попал на заседание лито в своей родной школе:
– Услышав, какие стихи там пишут, я сказал себе: «Уж я-то напишу что-нибудь гораздо лучше, чем эта чушь!» Принес свеженаписанное, его одобрили. В самом начале 1997-го отправил в журнал «Юность» подборку из 8 стихотворений, и два из них были опубликованы. Как сейчас помню, это были какие-то пляски на костях Александра Башлачёва, один из текстов назывался «Время молчания N». В то время я совсем не понимал, что такое настоящая поэзия. Серьёзное отношение к литературе у меня началось вырабатываться лет 10 спустя, когда я пришёл в лито под руководством Андрея Санникова при журнале «Урал». Вскоре Андрей Юрьевич перевёл нас в частный семинар «Клуб «Капитан Лебядкин». Это был жёсткий литературный тренинг. Ленивых и бесперспективных Санников выгонял безжалостно, но мне удалось выдержать его диктатуру. А с 2006-го по 2012 годы я уже сам вёл занятия в литобъединении. Считаю, что публичный разбор стихов непродуктивен, он слишком близок к сведению счётов. Замечание должен делать мастер с глазу на глаз. Самое важное для молодого поэта – научиться видеть свои тексты редакторскими глазами.
На вопрос, к чему ближе поэтический Урал – к Москве или Новосибирску, Ивкин ответил с улыбкой:
– Урал как брат Новосибу! Я у вас впервые, но на литфестивалях в Красноярске, Иркутске, Тольятти успел познакомиться лично с такими замечательными новосибирскими поэтами, как Антон Метельков, Святослав Одаренко, Игорь Силантьев и другие. Главное имя поэтической Сибири для меня – Егор Летов. Город на Оби мне дико понравился – и прежде всего манерой горожан разговаривать, слегка подкалывая друг друга. Ирония и самоирония – ценнейшие качества. Рад, что здесь они сохранились – в отличие от того же Екатеринбурга.
Встреча в ГПНТБ завершилась поэтическим кругом. Свои «визитные карточки» прочли известные новосибирские поэты Олег Полежаев, Святослав Одаренко, Виталий Шатовкин, Андрей Жданов, Сергей Шуба, Александр Дурасов, Антон Метельков, а также студенты НГУ Сергей Васильев и Анна Жукова.
Юрий Татаренко
Фото Катерины Скабардиной
Источник: портал «Навигатор»