Центральная модельная библиотека г. Куйбышева – это информационный центр, объём книжного фонда которой составляет более семидесяти четырех тысяч изданий. Кроме этого, для любителей электронной книги библиотека располагает бесплатным доступом к НЭБ и ресурсам ЛитРес. Конечно, в таком потоке информации нужно уметь правильно ориентироваться.
Именно навыкам самостоятельно вести поиск необходимой информации, работать с электронным каталогом и библиотечными ресурсами учились студенты первого курса школьного отделения Куйбышевского педагогического колледжа, посетив 19 сентября 2023 года информационно-библиотечный урок «Методы самостоятельной работы с информационными ресурсами», организованный Новосибирской региональной общественной организацией «Гильдия молодых библиотекарей» в рамках проекта «Дорога в библиотеку», реализуемого с использованием гранта, предоставленного ООГОО «Российский фонд культуры» в рамках федерального проекта «Творческие люди» национального проекта «Культура».
С первых шагов в библиотеку студенты многое почерпнули, воспользовавшись интерактивным киоском, расположенным в фойе. Они увидели разницу между традиционным бумажным каталогом и электронным, с помощью планшетов выходили на сайт библиотеки г. Куйбышева, ее страницы в социальных сетях, научились поиску необходимых изданий при помощи электронных баз данных автоматизированной библиотечной информационной системы «OPAC-Global».
Самостоятельно работали со справочным фондом библиотеки: словарями, энциклопедиями, справочниками. Усвоили назначение словарей, научились находить в них нужное слово и работать со словарной статьёй.
Студенты-первокурсники познакомились и с некоторыми правилами составления библиографического списка литературы при написании научной работы, будь то реферат, курсовая или дипломная работа. Ведь библиографический список – это ценное указание на источники по теме исследования для тех, кто будет читать научную работу, позволяющее судить о научной культуре студента, глубине описания темы и этичности его позиций по отношению к авторам используемых источников.
Благодаря слайдам с примерами библиографического описания на тему «История г. Куйбышева (Каинска) Новосибирской области» студенты узнали, что любая библиографическая запись состоит из определенных областей библиографического описания (области автора, заглавия, ответственности, выходных данных, физических характеристик, возрастного ограничения), которые отделяются друг от друга условными разделительными знаками.
Ведущий библиограф обратила внимание студентов на особенности библиографического описания книжных изданий, учебных пособий, монографий и материалов конференций с одним, двумя и более авторами; отдельных глав из книги или сборника; статей из периодических изданий, а также материалов интернет-ресурсов, к которым в последнее время студенты стали обращаться намного чаще.
Приобрели студенты и практические навыки, попробовав самостоятельно составить библиографические записи на учебное пособие и на статью из общероссийского массового иллюстрированного журнала «Библиотека», отметив, что они полезны не только для написания курсовой и диплома, но и в различных областях жизни, где требуется аналитическая работа.
Несомненно, каждый студент должен уметь работать с любым источником информации. Без этого навыка практически невозможно овладеть программным материалом, специальностью и успешно творчески работать после окончания учебы.