Краткая аннотация проекта
Предлагается организовать среди различных социальных и возрастных страт г.Куйбышева НСО работу по восприятию и использованию изящной словесности, как культурно-значимой информации, через изящные искусства для поднятия интереса к традиционному чтению художественной литературы и сохранению традиций чтения в современном «компьютеризированном» обществе. Выстраивание творческой стратегии будет осуществляться посредством следующих тактик: обеспечения культурного качества информационных и досуговых услуг, предоставляемых библиотекой; увеличения объемов роста читательской активности г.Куйбышева в чтении художественной литературы; реализации и стимулирования творческого потенциала населения»; повышения уровня культурной компетенции местного сообщества и активизации осмысления лучших произведений мировой литературы; развития воспитательного потенциала семьи; формирования общественного представления о роли детской книги в воспитании ребенка; «поэтизации» бытового поведения»; объединения усилий всех институциональных структур, заинтересованных в создании условий благоприятного времяпровождения.
Для выполнения проекта создана рабочая группа из 11 человек с привлечением экспертов извне:
- Определение стратегии и тактики. - руководитель проекта.
- Бюджетирование и распределение финансов- составитель бюджета.
- Мониторинг и разработка рекламной продукции- ассистент проекта.
- Связь с общественностью- импресарио проекта.
- Cценарное обеспечение детских спектаклей- руководитель детского театра.
- Режиссура в рамках месяца иностранной литературы- консультант по иностранным языкам и литературе.
- Создание сайта и мультимедийных показов- специалист по электронным технологиям.
- Сценография- художник-декоратор.
- Набор текста для издания библиотечной продукции- оператор.
- Организация литературно-музыкального салона- специалист по МХК.
- Изготовление падуг для одежды сцены- сварщик
В результате за 1,5 года ожидается получить:
- .Принятие населением г.Куйбышева деятельности публичной библиотеки в круг своих интересов на 130%
- Увеличение объемов роста читательской активности в чтении художественной литературы на 150%
- Увеличение доли индивидуальных творческих инициатив в библиотеке на 166,6%.
Жизненный цикл проекта- июнь2008г. – декабрь 2009г.
- 1этап (июнь-июль 2008г.)- организационно-подготовительный этап: разработка системы продвижения проекта;
- 2 этап (август 2008г. – декабрь 2009г.)- конструктивно-развивающийся этап: мероприятия, связанные с календарными датами и с учебным планом образовательных учреждений города( инсценировка Тургеневского сада на городской выставке цветов, фольклорный театрализованный фестиваль, рождественская сказка, театральная неделя детской книги, театр одного актера в рамках Всемирного дня театра, месяц иностранной литературы, пушкинские чтения к 210-летию поэта), а также организация литературно-музыкального салона.
Данный проект имеет общую стоимость 83714руб.32 коп.
Описание организации
Центральная библиотека г. Куйбышева Новосибирской области является старейшей библиотекой Западной Сибири- в 2007г.ей исполнилось 146 лет. Имеет в своем развитии богатую историю и традиции.
1861г. Образована Каинская публичная библиотека. В основание библиотеки легла фундаментальная библиотека Каинского уездного училища.
3 апреля 1988г. подписан Устав Каинской общественной библиотеки
1 декабря 1977г.Централизация государственных массовых библиотек на территории г.Куйбышева и района.
90-е годы. Значительно активизировалась работа библиотек по пропаганде краеведческих знаний.
2001г. Открытие музея истории библиотеки.
Июнь 2004г. Библиотека внесена в «Золотую книгу культуры» НСО
Июнь 2006г. Библиотека награждена Золотой медалью «За вклад в наследие народов России»(Ассоциация исторических городов России).
2007г. отмечен многими достижениями, но хочется отметить первый опыт по получению гранда за проект «Читающий город».
Главные цели работы МУК «ЦБС»- предоставление ресурсов и услуг в виде различных средств и материалов для удовлетворения потребностей отдельных граждан и групп в0 области образования, информации и развития личности, включая отдых и досуг.
Среди приоритетных задач в деятельности библиотеки являются:
- Организация работы по поддержке и развитию инфраструктуры чтения в городе в целях поднятия престижа чтения среди различных категорий населения.
- Приобщение читателей к истории края, воспитание уважения к самобытной культуре своего народа.
- Формирование правовой культуры читателей, гражданственности и патриотизма.
- Содействие социальной реабилитации незащищенных слоев населения и людей с ограничениями жизнедеятельности.
- Формирование экологической культуры населения.
- Через книги и акции с помощью социальных служб способствовать предупреждению негативных явлений в молодежной и детской среде.
- Способствовать развитию творческих способностей детей и юношества и совместно с образовательными учреждениями участвовать в совершенствовании учебного процесса.
- В связи с годом семьи особое внимание уделить пропаганде семейного чтения.
- Формирование информационной культуры населения.
- Укрепление материально-технической базы. Внедрение новых технологий: создание локальной компьютерной сети на 8 модулей, создание сайта, работа с новыми программными продуктами и программным обеспечением ЦБС, обучение персонала новым информационным и телекоммуникационным технологиям на рабочем месте.
- Формирование универсального фонда библиотечной системы с учетом запросов основных групп читателей, обеспечение его сохранности.
- Партнерство с учреждениями и общественными организациями.
- Развитие нестационарных форм обслуживания.
Перспективы развития на последующие два года: работа по проектам «Компьютерная библиотека»,«Читающий город», участие в областной Целевой программе «Патриотическое воспитание граждан РФ НСО на 2006- 2008г.г.», привлечение в зону обслуживания библиотеки новых групп читателей и расширение спектра библиотечно-библиографических и культурно-досуговых услуг.
Формулировка проблемы
Глобальная информатизация качественно изменила потребности населения г.Куйбышева в системе культуры и реализовала права человека на свободное получение информации. Но, с другой стороны, исчезла потребность в получении, восприятии и использовании культурно-значимой информации, которая помогает усвоить социальный опыт, ценности и нормы, необходимые для жизнедеятельности. Такой информацией, рассматриваемой в качестве ведущей, выступает изящная словесность. Таким образом, в «компьютеризированном» обществе, соответственно, и в библиотеке, представляющейся в сознании населения чем-то архаичным в выполнении информационной, образовательной и культурно-досуговой функций, возникла проблема чтения художественной литературы, что отрывает личность от нравственных ориентиров. И именно эта «размытость» культурных ориентиров осложняет процесс инкультурации личности, придает ему стихийный, непредсказуемый характер. Данный проект направлен на решение проблемы активизации процессов освоения родной культуры и общечеловеческих ценностей.
Цель проекта
Выстроить творческую стратегию деятельности библиотеки для формирования у населения г. Куйбышева интереса к традиционному чтению художественной литературы.
Задачи проекта
- Обеспечение культурного качества информационных и досуговых услуг, предоставляемых библиотекой.
- Увеличение объемов роста читательской активности г.Куйбышева в чтении художественной литературы.
- Реализация и стимулирование творческого потенциала населения.
- Повышение уровня культурной компетенции местного сообщества и активизация осмысления лучших произведений мировой литературы.
- Развитие воспитательного потенциала семьи.
- Формирование общественного представления о роли детской книги в воспитании ребенка.
- «Поэтизация» бытового поведения и привитие художественного вкуса.
- Объединение усилий всех институциональных структур, заинтересованных в
создании условий благоприятного времяпровождения.
Стратегия достижения цели
Проект ориентирован на различные социальные и возрастные группы населения г.Куйбышева. Реализуется по следующим направлениям:1- фольклор; 2-детская литература, как специальная литература, стоящая между фольклором и непосредственно искусством;3-классическая художественная литература;4-современная художественная литература.
Используемые практики в проекте- изящные искусства(театральные действия, танец, музыка), литературный салон, мультимедийные презентации, видеопоказы, книжные выставки.
Жизненный цикл проекта: июнь 2008г.- декабрь2009г.
В своем развитии проект пройдет 2 этапа.
На первом(организационном) этапе(июнь - июль2008г.) проводится выборка из активных читателей для создания театральной труппы и налаживаются связи с деловыми партнерами путем деловых встреч.
Для различных категорий получателей услуг запланирована разработка цикла мероприятий по продвижению проекта, имеющих цель- довести до целевых аудиторий информацию о театре, добиться желаемого восприятия рекламируемого объекта и в итоге обеспечить востребованность предоставляемых услуг. Основным каналом распространения информации о театре на данном этапе работы является информационная реклама(буклеты «Театр плюс книга», ежемесячные афиши с театральным репертуаром, направленные на престиж библиотеки и преимущество услуги). Применены механизмы как косвенной рекламы(статья о театре в библиотеке на страницах газеты), так и прямой (размещение рекламного сообщения на страницах газеты). Используются также Интернет-ресурсы(создание собственного сайта даст возможность увидеть виртуальному пользователю представляемую инновацию по театральному действию в библиотечном обслуживании, что активизирует интерес к библиотеке, сайт ориентирован на широкие группы пользователей Интернет, но прежде всего он предназначен для специалистов библиотечного производства, заинтересованных в редких фактах библиотечного дела). И закончиться первый этап разработкой Положения о конкурсе для семейного театра.
Основной этап (август 2008г.- декабрь2009г.) охватывает мероприятия непосредственно имеющих привязку к календарным датам, а также организацию арт-салона. Данный этап можно назвать конструктивно-развивающимся, т.к. он позволит активно реализовать творческие способности и самостоятельные идеи всех участников театральных действий.
Начнется основной этап с участия библиотеки на городской выставке цветов, на которой для разных возрастных и социальных страт населения будет представлена театральная композиция Тургеневского сада, где работники библиотеки в образах барышень, прогуливаясь по саду, будут в игровой форме проводить викторину по русской классической литературе(запись на диктофон). Таким образом, можно оценить не только благообразие территории, но и форму популяризации классической литературы.
Для различных социальных групп с сентября 2008г.начнется творческий сезон работы арт- салона в библиотеке, цель которого восполнить пробелы в изучении «высокой» культуры. В создаваемом салоне действует правило- единство места, времени и образа действия, т.е. встречи будут проходить в литературной гостиной, 1раз в месяц в выходной день, участники нарядно одетые, хозяйка салона- специалист по мировой художественной культуре, стилистика встреч должна быть разная- от романса до философских проблем, сопровождаются встречи стихами, музыкой и игровыми элементами. Смысловая структура салона-«ядро» из активных читателей, но постоянно обновляемое, обязательное присутствие интересного гостя.
С истоками и питательной средой национальной литературы читающую публику всех возрастных групп познакомит цикл мероприятий по фольклору. Его цель- через игровые формы приобщить аудиторию к традиционной культуре народа. Так, фольклорный фестиваль «Золотая россыпь народной мудрости», организованный для 4-6 классов, представляет собой путешествие в русскую сказку, где, во-первых, присутствует конфликт для активизации интереса к мероприятию, а, во-вторых, праздник способствует развитию эвристических способностей и активному осмыслению лучших образцов национальной культуры. Методы проведения мероприятия- сказ, загадки, песни, танцы, игры. Для стимулирования интереса к чтению победители будут награждены. Пьеса-шутка «Свет рождественской звезды» по мотивам сказки «Маша и Бяша»(авторская работа С. Феденкова, руководителя православного культурно-образовательного центра г.Куйбышева) погружает детей младшего школьного возраста не только в мир искусства слова, но и приобщает к православной культуре. Постановка данной пьесы осуществлена преподавателями учащимися воскресной школы, которые в библиотеке будут находиться на «гастролях».
Приобщить взрослых и детей к театральному искусству, повысить уровень их эстетического развития поможет и организация в библиотеке для различных социальных и возрастных групп семейного театра. В репертуар можно включать классические, современные и собственного сочинения пьесы. Семейный театр «Сказки провинциального города» будет открыт в октябре 2008г., представляя зрителям лучшие семейные постановки. Заявки на участие будут приниматься в сентябре в соответствии с Положением о конкурсе. Победители по трем призовым местам получат призы.
Новой формой работы явится мюзикл. Его решили сделать по творчеству Э.Успенского в январские каникулы совместно со школой искусств для 1-5классов. В данной форме работе при представлении образов героев Успенского найдут сочетание нескольких искусств- литературы, эстрады, комедии, танца. (аккомпанемент- караоке).
В проекте в рамках недели детской литературы находит отражение и театр детской книги для 1-5 классов. В программу включены клоунада для 4-5 классов по творчеству Н.Носова, театрально-игровая программа для 1-4 классов по творчеству детских поэтов, пантомима для 1-4 классов по творчеству С.Михалкова, мульттеатр с видеопоказом «Любимые герои современных мультфильмов» для дошкольников и школьников 1-4 классов. Актеры, исполняющие пантомиму, клоунаду, а также задействованные в мультеатре - сами дети. Лучшие игроки всех трех программ получат призы.
Театральная встреча для различных возрастных и социальных групп с режиссером народного театра г.Куйбышева посвящена Международному дню театра и имеет цель объединения совместных усилий по созданию центра интеллектуальной и творческой жизни. Основной формой работы на встрече будет театр одного актера, в программе -театральное исполнение басен И.А.Крылова, отрывков из современных пьес и мультимедийный показ для юношества театрально-библиографической карты-указателя, включающей не только работы по театроведению, но и современные пьесы, отражающие конъюнктуру современной драматургии, даст возможность аудитории приобрести знания по театроведению, пусть они даже не всегда связаны с ее читательскими интересами.
Совместно с кафедрой иностранных языков КФ НГПУ и школой искусств пройдет месяц иностранной литературы для различных возрастных групп населения «Литература без границ». Откроет литературный праздник неделя немецкой книги «Meine libe Deutschland»: для 1-4 классов это- театральное попурри по сказкам Гофмана, Гауфа, братьев Гримм, для 5-7 классов-театральная постановка сказки «Горшок Каши» на немецком языке, а для юношества- литературно-музыкальный момент по творчеству Гете с использованием отрывка из оперы Гуно «Фауст» в исполнении преподавателей и учащихся школы искусств(аккомпонемент-пианино). Следующая неделя месяца иностранной литературы- театр французской классики от века просвещения до постмодернизма для различных социальных и возрастных групп . Изюминкой программы должна стать инсценировка студентами факультета иностранных языков новеллы П.Мериме «Кармен» на французском языке. И завершится месяц неделей английской литературы для юношества в форме театральной юморески по творчеству У.Шекспира «Шекспир сказал…», где главное действующее лицо- сам Шекспир.(спектакль пройдет в исполнении сотрудников библиотеки).
К 210-летию А.С.Пушкина совместно с педколледжем пройдет пушкинский сезон «Явление Пушкина», ориентированный на различные социальные и возрастные группы.
Старт даст торжественное открытие сезона, на котором специалист- филолог представит литературный портрет поэта в XXI веке, далее в программе театральные миниатюры «Литературный быт пушкинской поры», где актеры в образах современников Пушкина говорят о нем самом, затем пройдут мини-спектакли по произведениям поэта(«Барышня-крестьянка», сказки Пушкина, маленькие трагедии, «Евгений Онегин»). И на закрытии пушкинского сезона будет вручен приз зрительских симпатий самому талантливому актеру.
Все мероприятия проекта будут проходить в соответствии с атрибутикой театрального пространства: декорации, ширма, падуги, пианино, мягкая мебель, картины местных художников, зеркала, семейные театральные газеты, книжные выставки на тему театральных встреч.
Для проекта необходимы следующие ресурсы:
1.Интеллектуальные: объединение общих усилий МУК «ЦБС», образовательных, культурно-досуговых учреждений города, Храма в честь Рождества Иоанна Предтечи, читательских семей в организации театра книги
2.Человеческие: персонал МУК «ЦБС», специалисты-эксперты извне.
3.Материально-технические: компьютер, проектор, экран, караоке, музыкальный центр, диктофон, диск с мульфильмом, заправочный набор для цветного принтера, пианино, ГСМ(для выездных акций), костюмы литературных героев, театральные аксессуары к костюмам, ширма, падуги, ватман, ДВП, игрушки-сувениры, бумага офисная, краски.
5. Информационные: книги, связи со СМИ, Интернет-ресурсы, опыт работы по театрализации различных организаций
6. Экономические: денежные средства для приобретения расходных материалов, призов.
7. Имиджевые: хорошая репутация библиотеки в области театральных форм работы, брендом в театральной деятельности МУК «ЦБС»г. Куйбышева является организация фестиваля литературных героев «В гостях у Королевы книги».
Состав и обязанности участников проекта
1.
|
Кускова Е.Г.
|
Директор МУК «ЦБС» г.Куйбышева НСО
|
Руководитель проекта
|
Определение стратегии и тактики.
|
2.
|
Зулькарняева З.Ш.
|
Гл.бухгалтер МУК ЦБС г.Куйбышева НСО
|
Составитель бюджета проекта
|
Распределение финансов
|
3.
|
Зуева Л.А.
|
Методист МУК «ЦБС» г.Куйбышева НСО
|
Ассистент проекта
|
Мониторинговая деятельность по проекту. Разработка информационно- рекламной продукции
|
4.
|
Евдокимова Л.М.
|
Зав.методическим отделом МУК «ЦБС» г.Куйбышева НСО
|
Импресарио
|
Связь с общественностью.
|
5.
|
Безденежных С.В.
|
Зав.детским отделом МУК «ЦБС» г.Куйбышева НСО
|
Руководитель детского театра
|
Сценарное обеспечение детских спектаклей
|
6.
|
Говенко Н.В.
|
Декан факультета иняза КФ НГПУ
|
Консультант по иностранным языкам и литературе
|
Режиссура в рамках месяца иностранной литературы
|
7.
|
Плетнев С.В.
|
Программист МУК «ЦБС» г.Куйбышева НСО
|
Специалист по электронным технологиям
|
Создание сайта и мультимедийных показов
|
8.
|
Гизатулина А.Г.
|
Художник-оформитель МУК «ЦБС» г. Куйбышева
|
Художник-декоратор
|
Сценография
|
9.
|
Величко Л.Н.
|
Машинистка МУК «ЦБС» г.Куйбышева НСО
|
Оператор
|
Набор текста для издания библиотечной продукции
|
10.
|
Хохлова Л.С.
|
Преподаватель школы искусств
|
Специалист по мировой и художественной культуре
|
Организация и проведение встреч в арт-салоне
|
11.
|
Поддубный П.П.
|
ИП
|
Сварщик
|
Изготовление падуг
|