Краткая аннотация проекта
Предлагается решить проблему активизации интереса к детской библиотеки через создание центра выходного дня в целях социокультурного, когнитивного и коммуникативного развития ребенка дошкольного подготовительного и младшего школьного возраста.
Для достижение цели поставлены задачи: сочетание творчества и информации в формировании личностного потенциала ребенка; сохранение психического здоровья ребенка; активизация физического развития ребенка.
Стратегия цели будет достигнута через развивающий и свободный досуг по следующим направлениям: научно-познавательное развитие, творческое развитие, физическое развитие. Используемые практики внутри направлений: тематические групповые занятия, индивидуальные консультации с родителями, игры для интенсивного обучения, игры для активного свободного отдыха, коммуникативно-лингвистические игры, психотехнические игры, художественное творчество.
Проект в своем развитии пройдет 2 этапа: март-август 2011г.- разработка и реализация рекламной компании; сентябрь 2011- дек.2012г.- развивающий и свободный досуг.
Для реализации проекта создана группа из 7 человек, с привлечением консультанта извне: определение стратегии и тактики, мониторинг- руководитель проекта; реклама и оформление комфортного пространства в детской гостиной - маркетолог проекта; психология развития личности ребенка- психолог-консультант; физическое воспитание- инструктор по спортивным занятиям; занятия по русскому языку, детской литературе, фольклору, мировой и художественной культуре- филолог-консультант; занятия по медиакультуре-программист; проведение конкурсных мероприятий и организация активного отдыха - организатор свободного досуга.
В результате реализации проекта ожидается получить: увеличение объемов роста социализации личности дошкольника и младшего школьника на 33%; увеличение доли детей, в том числе дошкольников, активно вовлеченных в разнообразные культурнодосуговые мероприятия, проводимых библиотекой на 7%; повышение объемов роста интеллектуального развития ребенка, в том числе дошкольника на 25%; увеличение уровня физической подготовки на 175%; увеличение доли творческих инициатив, реализованных через библиотеку на 36%
Полная стоимость проекта 149045 руб., требуется 145360 руб.
Описание организации
Центральной библиотеке г. Куйбышева Новосибирской области, на базе которой будет реализовываться проект, в 2011г исполняется 150 лет. Она имеет в своем развитии богатую историю и традиции.
1861г. Образование Каинской публичной библиотеки.
3 апреля 1988г. подписан Устав Каинской общественной библиотеки
1 декабря 1977г.Централизация государственных массовых библиотек на территории г.Куйбышева и района.
90-е годы. Активизация пропаганды краеведческих знаний.
2001г. Открытие музея истории библиотеки.
Июнь 2004г. Библиотека внесена в «Золотую книгу культуры» НСО
Июнь 2006г. Библиотека награждена Золотой медалью «За вклад в наследие народов России»(Ассоциация исторических городов России).
2007г. Грант губернатора области за проект «Читающий город»
2010г. Победа в областном смотре-конкурсе библиотека года «Не померкнет летопись побед», в номинации «Поклонимся великим тем годам»
Главная цель работы библиотеки- предоставление ресурсов и услуг в виде различных средств и материалов для удовлетворения потребностей отдельных граждан и групп в области образования, информации и развития личности, включая отдых и досуг
Среди приоритетных задач в деятельности библиотеки являются:
- организация работы по поддержке и развитию инфраструктуры чтения в городе и поднятие престижа чтения;
- продвижение краеведческих ресурсов;
- содействие социальной реабилитации незащищенных слоев населения;
- через книги и прома-акции с помощью социальных служб способствовать предупреждению негативных явлений в молодежной и детской среде;
- обеспечение совместно с образовательными учреждениями учебного процесса учащихся и развитие их творческих способностей;
- формирование информационной культуры населения;
- укрепление материально-технической базы; внедрение новых технологий: работа с новыми программными продуктами и программным обеспечением ЦБС, обучение персонала новым технологиям на рабочем месте;
- формирование универсального фонда библиотечной системы с учетом запросов основных групп читателей, обеспечение его сохранности;
Постановка проблемы
Общее повышение образовательного уровня в современном «компьютерном» социуме делает чтение все более обыденным занятием и влечет за собой снижение к нему интереса у всех возрастов, но вместе с тем современная детская библиотека даже в таком обществе остается среди досуговых учреждений самой устойчивой социокультурной системой, способствующей социализации ребенка с дошкольного возраста.
Поэтому необходимо активизировать интерес к детской библиотеке через создание центра выходного дня в детской библиотеке, содействующего в итоге формированию интеллектуального досуга и приятного времяпровождения дошкольников подготовительной группы и младших школьников в выходные дни.
Цель
Создание комфортной среды и формирование социализирующих ресурсов детской библиотеки для социокультурного, когнитивного и коммуникативного развития ребенка дошкольного и младшего школьного возраста.
Задачи
- Сочетание творчества и информации в формировании личностного потенциала ребенка.
- Сохранение психического здоровья ребенка.
- Активизация физического развития ребенка
Стратегия достижения поставленной цели
Эволюция развития проекта -2 этапа:
- (март-август 2011г.) включает разработку и реализацию рекламной компании(СМИ, рекламно-издательская продукция библиотеки, наружная реклама, библиотечные промоушн, оформление рабочего пространства по зонам в детской гостиной)
- (сентябрь 2011- дек.2012г.) включает собственно досуг (развивающий и свободный), который отражается в следующих циклах:
1. Научно-познавательный клуб «Знайка, читайка в библиотеке и дома»», включающий занятия по психологии, русскому языку, детской литературе и детскому фольклору, медиаграмотности, мировой и художественной культуре, которые будут чередоваться.
В данном цикле будут использоваться такие формы работы, как игры психосаморегуляции состояния ребенка и тестирования, тренинги общения, групповые занятия, индивидуальные консультации по психологии, ролевые игры по русскому языку, сюжетно-ролевые игры, игры-сказки, игры-состязания на знания литературы, рассказы по картинкам, чтение и обсуждение книг, пополнение иностранной терминологии в контексте детской зарубежной литературы, компьютерные игры.
2. Клуб «Беби-Арт»: живопись, оригами, проба пера, настольный театр игрушек и настольные игры, формирование напольного конструктора, игры-разгадки(разгадки, шарады, ребусы, кроссворды), видеопросмотры. Работа клуба: каждая суббота месяца
3. «Книга. Я и физкультура»: спортивные игры, эстафеты, гимнастика и физические занятия, игры-состязания
В итоге, содержание и часы работы центра выходного дня:
10.00- 10.30: занятия для дошкольников
10.30- 11.15: занятия для младших школьников
11.15- 13.00: свободное творчество и активный отдых.
Занятия в центре будут строятся на межпредметных связях в целях эффективного усвоения материала по определенной проблеме.
Отбор участников будет осуществляться через связь с дошкольными и школьными учебными заведениями и прямое предложение персонала библиотеки посетить центр выходного дня на базе библиотеки
Ресурсы проекта
1.Интеллектуальные: кроме специалистов с библиотечным образованием, детская библиотека располагает персоналом с широким спектром образования, способных продвинуть проект(психологическим, филологическим, начальным художественным и музыкальным, ОБЖ)
2.Человеческие: персонал МУК «ЦБС», консультант извне.
3.Материально-технические: компьютер- для медиауроков и компьютерных игр, телевизор и DVD-плеер - для просмотров фильмов, чистые DVD и CD -диски -для копирования фильмов, а также призов, DVD-диски c играми- для развития мышления, диктофон- для интервью, настольный театр кукол, настольные игры, мягкие игрушки, напольные шары и напольные кубы- для игр, раскраски, наборы фломастеров и карандашей, акварельные краски- для художественного творчества, грамоты- для призов, детские столики и стулья – для занятий и праздничных чаепитий, спортивный комплекс и шариковый бассейн, батут- для занятий физкультурой, заправочный набор для цветного принтера, бумага офисная и ламинатор- для рекламной продукции, ГСМ- для выездной акции.
4. Информационные: книги и детская периодика- для выставок, пополнения фонда детской библиотеки и призов, связи со СМИ- для рекламы, Интернет-ресурсы- для подготовки мероприятий и копирования фильмов, электронная почта- для рассылки планов по проекту
6.Финансовые: денежные средства - для приобретения расходных материалов и призов.
7. Имиджевые: хорошая репутация детской библиотеки в обслуживании детской читательской аудитории, в частности дошкольного подготовительного и младшего школьного возраста. Брендом в обслуживании данной аудитории является театральная деятельность, нашедшая воплощение в программе «Театр книги в интерьере библиотеке».
Состав участников проекта
№
|
ФИО
|
Место работы
|
Должность в проекте
|
Основные функции
|
1.
|
Хамеджанова С.В.
|
МУК «ЦБС» г. Куйбышева
|
Руководитель проекта
|
Определение стратегии и тактики. Мониторинг
|
2.
|
Евдокимова Л.М.
|
МУК «ЦБС» г. Куйбышева
|
Маркетолог
|
Реклама и оформление комфортного пространства в гостиной
|
3.
|
Мохова Н.А.
|
МУК «ЦБС» г. Куйбышева
|
Психолог-консультант
|
Ведение цикла «Психология развития»
|
4.
|
Ковтун З.А.
|
МУК «ЦБС» г. Куйбышева
|
Инструктор по спортивным занятиям
|
Физическое воспитание
|
5.
|
Луценко В.Г.
|
Преподаватель каф. Литературы КФ НГПУ
|
филолог-консультант, специалист по мировой и художественной культуре
|
Ведение занятий по русскому языку, детской литературе фольклору, мировой и худ. культуре
|
6.
|
Анджан П.Л.
|
МУК «ЦБС» г. Куйбышева
|
Программист
|
Занятия по медиакультуре
|
7.
|
Шефер Л.А.
|
МУК «ЦБС» г. Куйбышева
|
Организатор свободного досуга
|
Организация свободного, активного досуга и проведение конкурсных мероприятий
|
Ожидаемые результаты
|
Показатели оценки
|
1. Увеличение объемов роста социализации личности дошкольников и младших школьников
|
По итогам 2010г. показатель интенсивности чтения младших школьников и читателей-дошкольников составил 3 . Проект позволит за счет познавательных занятий приблизить показатель к 4,что составит прирост на 33%
|
2. Увеличение доли детей, в том числе дошкольников активно вовлеченных в культурно-досуговые мероприятия, проводимых библиотекой.
|
В 2010г. показатель средней посещаемости массовых мероприятий детьми младшего школьного и дошкольного возраста в целом составил 14 .За счет большого количества занятий и разнообразных конкурсных и зрелищных мероприятий проекта показатель предполагается увеличить на 7% и приблизить его к 15
|
3. Повышение объемов роста интеллектуального развития ребенка, в.ч.дошкольника
|
По итогам 2010г. года показатель средней книгообеспеченности фонда для дошкольников и младших школьников составил 2. За счет приобретения новой литературы ожидается прирастить данный показатель на 25%
|
4. Повышение уровня физической культуры
|
По итогам года число мероприятий по физической культуре составило 4. Проект предполагает увеличить уровень физической подготовки на 175%
|
5.Увеличение доли творческих инициатив, реализованных через библиотеку
|
По итогам 2010 года число активных и талантливых читателей младшего школьного возраста и дошкольников составило 11, из которых всего 3 дошкольника и 8 –младших школьников. За счет работы клуба «Беби-Арт» это число предполагается приблизить к 15, из которых 5-дошкольников и 10- младших школьников, что составит прирост на 36% в целом.
|
Оценка результатов
Анализ эффективности будет осуществляться организатором мониторинговой деятельности, педагогами(психологом, лингвистом, инструктором по физической подготовке) с помощью следующих практик:
- анализа всех основных показателей библиотечной деятельности(книговыдача, читатели, посещения, средние читаемость, посещаемость, обращаемость фонда, книгообеспеченность) на состояние 2011, 2012гг.;
- интервьюирование массовой аудитории в ходе акции «Кто куда, а мы в библиотеку» по поводу открытия центра по примерным вопросам: «Как на ваш взгляд в городе развит рынок досуговых услуг?», «Записаны ли Вы и, если есть ребенок, в библиотеку?», «По Вашему мнению, сохраняться ли библиотеки как информационные учреждения в будущем?» «Как вы считаете, учитывая, что в городе существует определенные конкуренты библиотеки, решающие проблему раннего интеллектуального развития ребенка, необходим ли в детской библиотеке центр выходного дня » ит.д.;
- анализ усвоения знаний детей с помощью творческих домашних заданий
- анализ СМИ;
- анализ альбома отзывов;
Критерии оценки:
- количество посетителей центра;
- количество новых читателей, в.ч. дошкольников, книговыдачи, посещений;
- количество творческих инициатив;
- количество интервьюированных;
- количество отзывов;
- количество публикаций в СМИ;
Дальнейшее финансирование
- Актуальность темы и привлечет новых спонсоров к дальнейшей реализации проекта.
- Софинансирование в рамках бюджетной сметы с МУК «ЦБС»