http://buki-v-ruki.livejournal.com/tag/%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82%D0%B0%D0%BB%20infomania.ru
Рубрики:
Главная
Новости
О библиотеке
Мероприятия
Клубы
Прочее
Архив за 2011 год

Фотографии:
Новости:
История Чулыма
История Чулыма

Чулым – районный центр НСО. Расположен в восточной части Барабинской низменности, на реке Чулым.

Наш город строился между двух императорских транссибирских магистралей.

Возникновение и развитие населенных пунктов Чулымского /ныне Старый Чулым/ и Иткульского связано со строительством Московского тракта в 1762 – 1860 годы. В 60 – 70 годы 18 века для связи с Колывано – Воскресенскими медеплавильными, сереброплавильными заводами через Барабинскую лесостепь прокладывался Московский тракт – величайшее сооружение своего времени, рядом с ним возникали поселения.

Для его строительства привлекались невольные переселенцы из Европейской России: сосланные помещиками за «предерзостные поступки», в счет рекрутов. Крепостные и так называемые поляки, русские старообрядцы – как неблагонадежные подданные, выселенные Екатериной 11 из приграничных с Польшей рубежей на далекую восточную окраину империи. Часть из них осела на берегах реки Чулым и Иткульского озера. Деревня Чулым /Старый Чулым/ располагалась по направлению тракта.

Жители занимались здесь ямским промыслом, перевозя казенные и купеческие грузы, а также хлебопашеством: «селение расположено по направлению тракта, в нем до 200 домов, большей частью бедных хижин» - отмечал проезжий путешественник. Через 100 лет рядом с Чулымом образовалось село Романовское, основанное теперь уже вольными переселенцами из европейской России.

При проведении Транссибирской железнодорожной магистрали в 1893 году среди болотистой местности на другом берегу реки Чулым,/что означает «гнилая вода»/ был выстроен разъезд «Чулымский», который позднее превратился в станцию «Чулымскую». Строительство железной дороги от Омска до Чулымской было закончено в 1894 году, что кардинально изменило развитие села Романовское, которое населяли переселенцы из России искавшие в Сибири лучшей доли. Вначале в Романовском насчитывалось несколько домиков и население его почти не увеличивалось. В 1896 году пошли первые поезда от Челябинска до Красноярска, и Романовское оказалось пристанционным селением, в котором почувствовалась нехватка рабочих рук для обслуживания железной дороги. Из окрестных сел, большей частью из Чулыма потянулись сюда крестьяне.

В «Путеводителе по сибирской железной дороге за 1902 год» сказано, что при станции Чулымская в Каинском уезде /округ преобразован в уезд в 1898г./ существует поселок. Его население состоит из 120 душ. В поселок стягиваются переселенцы, для проживания которых построен барак вместимостью 30 человек. Действует одноклассная начальная школа. В двух верстах от этого поселка находится старый Чулым, так называли деревню Чулымскую после образования станции. К 1902 году бывшая деревня стала уже селом, здесь была построена церковь, сложился центр православного прихода.

С течением непродолжительного времени село Романовское и разъезд срослись в пристанционный поселок Чулымский. Так перед революцией будущий Чулым был уже довольно большим селом с одной начальной школой, существовавшей на средства железной дороги.

В начале 20 века через станцию Чулымская отправлялось по железной дороге до 90 тысяч пудов разного груза, в основном: масла, кож, скота. Небольшая часть сельскохозяйственного сырья оставалась и перерабатывалась в Чулыме. Местный торговец Грундер организовал в Чулыме сыроделие, чулымский сыр пользовался большой популярностью далеко за пределами Чулыма. Торговец Воробейников открыл молоканку и ручной маслозавод. Торговец Погель имел паровую мельницу. Хотя это были небольшие предприятия, но они работали не на внутренний рынок, а на вывоз в другие районы страны. Для местных нужд работали только кирпичные сараи.

В селе имелся хлебозапасный магазин – склад зерна, котрый крестьяне пополняли ежегодно после сбора урожая. Из этого магазина выдавали припасы в случае крайней нужды – на посев. На пропитание беднейшим, либо внезапно пострадавшим членам общины. Были построены три ветряных мельницы и одна водяная, маслодельный завод, торговая лавка. В период с 1893 года по 1911 год количество дворов в селе увеличилось в 1 раз, а общее число жителей в 1,8 раза. Это свидетельствует о том, что в некоторых домах вместе со старожилами квартировали и переселенцы.

В 1913 году через станцию Чулымская прошел первый пассажирский поезд, тянувший 5-6 двухосных деревянных вагончиков. Перед революцией станция Чулымская была уже большим селом Нижнее – Чулымской волости, Барнаульского уезда.

В 1917 году был создан первый местный Совет. Гражданская война прошла по территории района, взвод чулымских железнодорожников сражался с чехословацкими легионерами в составе каргатского фронта красных. С июня 1918 года станция Чулымская была занята колчаковскими войсками и белочехами. С осени 1918 года до конца 1919 года в Чулыме хозяйничала колчаковская администрация, представленная в основном милиционерами из местных жителей. Пятая красная армия Эйхе, отбросив части сибирской армии белых, вступила в Чулым 14 декабря 1919 года. С этого времени в нашем крае устанавливается советская власть.

В 20-30- е годы: В Чулым переселяется значительная часть жителей окрестных деревень. Многие идут работать на железную дорогу.

В 1926 году станция уже имела одиннадцать приемо-отправочных путей, а в помещении конторы связи был установлен телеграфный аппарат.

На рубеже 20-30 годов фактически сросшаяся деревня Чулымская, село Романовское и пристанционный поселок получают название рабочего поселка Чулым. Его восточная часть с тех пор неофициально именуется Старым Чулымом.

Впервые электричество появилось в Чулыме в 1930 году. Его вырабатывал генератор мощностью 22 квт. Находился он в расположении депо. Кроме депо ещё освещался вокзал, всего одна лампочка на перроне.

На весь Чулымский район имелось всего два врача, два фельдшера и две акушерки.

В 1934 году был установлен новый генератор мощностью 100 квт. Вокзал теперь освещали 12 лампочек, освещались также несколько железнодорожных служб и квартир вблизи станции.

В1935 году на станции Чулымская / тогда это была Томская железная дорога/ открывается вагонно-ремонтный пункт /ВРП/, ставший основой будущего вагонного депо, кроме того были построены: деревянная плотина на реке Чулым, у железнодорожного моста, образовавшая водохранилище шириной 30-40 метров и длиной до 200 метров- очень известное место нашего города.

Это было любимое место отдыха чулымцев, в жаркий летний день на водохранилище собиралось много отдыхающих и рыбаков с удочками.

К сожалению, в наши дни данное сооружение разрушилось полностью.

Также в этот год были построены : элеватор, районный дом культуры, железнодорожная школа №7, был открыт райпромкомбинат.

Благодаря такому развитию в 1937 году Чулым стал рабочим поселком, так же в этот год была построена новая электростанция, теперь освещался железнодорожный вокзал и 5-6 улиц города.

В годы Великой Отечественной войны /1941-1945 гг./ жители Чулыма внесли посильный вклад в дело Великой Победы. Каждый внес свою лепту и заплатил свою цену, но заплатили все, за что им низкий поклон.

1947 год стал годом образования города Чулыма, именно в этом году рабочему поселку присвоен статус города.

На первое января 1947 года в городе Чулыме насчитывалось около трех тысяч строений, в это же время насчитывалось 2430 личных подворий, население составляло более 18 тысяч человек. Работало две больницы: районная и железнодорожная, а также районная и железнодорожная амбулатории. Действовали одна средняя, одна неполная средняя и три начальных школы с общим числом учащихся 2530 человек. В школах работало 85 педагогов. В системе райпотребсоюза имелось 8 магазинов, 2 столовые, чайная и хлебопекарня. На территории Чулыма располагались 54 предприятия и учреждения.

50 –е годы
На улицах Чулыма зимой – высокие горы снега, летом на окраинах трава, весной и осенью- лужи и непролазная грязь. Изредка протарахтит старый ЗИС-5 или легко прокатит новенький ГАЗ-51. Из легковых автомобилей иногда встречались «Москвичи» и послевоенные «Победы».

Центром города считалась территория в начале Иткульского переулка, где сейчас стоят двухэтажные дома. Здесь находились магазины: мясной, «орсовский» и промтоварный.. а рядом- базар.

Самым популярным магазином являлся «вагончик» на валу /вал шёл мимо ПДМ к речке/. Ассортимент продовольственныцх товаров по разнообразию мог соперничать с нынешним. но импорта не было. Жирная тихоокеанская сельдь, колбасы разных сортов, шоколадные конфеты /»Пилот», «Весна», «Счастливое детство»./ Но люди жили ещё бедно, дорогие кушанья покупались редко. Доступным детским угощение6м были конфеты «Подушечки». Культурная жизнь Чулыма была сосредотечена в двух клубах- КЖД и камышитовом РДК /напротив/. В 1952 году построена детская библиотека и школа №40.

В связи с электрофикацией железной дороги в 1954 году была проведена реконструкция транспортных предприятий и железнодорожной станции. Промышленность получила получила свое техническое оснащение и была электрофицирована. Началось новое строительство: паровозное депо, лесхоз, автохозяйство.

В 1955 в Чулыме заменена вся линия радиотрансляционной передачи. Общее количество радиофицированных домов и квартир составило более 3000 тысяч. Чулымское хозяйство для обслуживания горожан получило два автобуса. В 1956 электрифицированы улицы: Рабочая, Заречная, Трактовая, Сибирская; освещены улицы: Вокзальная, Кирова, осушены болота на улице Заводской, заложен сквер у памятника товарищу Сталину./ там, где сейчас находится памятник Ленину/. В 1959 году построен новый двухэтажный районный универмаг /современное здание Дома Детского творчества.

60-е годы
В 60-е годы в быт чулымцев постепенно входят телевизоры, стиральные машины, холодильники, мотоциклы. Владельцы первых телевизоров считались богатыми людьми, и к ним приходили на просмотр соседи, иногда целыми семьями. Позднее в 60-е годы был построен современный кинотеатр «Заря» с просторным залом, широким зкраном, его залы были полны, особенно в выходные дни, любимыми были индийские фильмы.

В 1960 году построено новое здание вокзала на станции Чулымская. /старое здание вокзала было деревянным /. В 1966 в Чулыме сроится новый хлебозавод, который снабжал вкусной свежей выпечкой весь район. На южной окраине Чулыма возводится 87-метровая башня многоканальной линии для приема телепрограмм Московского телецентра, а также Евровидения и Интервидения. В 1976 сдано в эксплуатацию новое здание школы №1 на 964 места / старое здание находилось на месте современного здания Федерального казначейства/. Начал свою работу новый магазин «Мебель-Техника». В 1989 начинается строительство первого многоквартирного дома на МЖК, сейчас там вырос современный поселок.

Сейчас город Чулым - районный центр Чулымского района Новосибирской области. Население г. Чулыма составляет 11567 человек, по району 23929 человек. Большая часть населения города составляют русские, есть немцы, украинцы, казахи, татары и люди других национальностей.

Понемногу Чулым приобретает вид современного районного центра. Осуществляется реализация проектов, которые предусматривают реконструкцию и модернизацию производственных помещений, строительство новых объектов. В 2001 начато строительство больничного городка. В 2003 открыт спортивно-оздоровительный комплекс «Радуга», в нем работают различные секции, многие чулымские ребята начинают серьезно заниматься спортом. В г. Чулыме в 2008 году построена новая школа на 504 ученика, то есть Чулымский лицей, а также жилой 30-квартирный дом по программе «Переселения из ветхого жилья». В 2008 завершено строительство Храма Рождества Пресвятой богородицы. Храм является украшением Чулыма, в солнечную погоду купола поражают своей красотой и золотым блеском, а белоснежное здание как бы устремляется ввысь. А над Чулымом раздается чудесный малиновый звон колоколов.

Экономика города представлена предприятиями пищевой и перерабатывающей промышленности, торговли и общественного питания, железнодорожными и автотранспортными предприятиями, а также энергетики и связи.

Фабрика «Фаворит» /маслозавод/ в г. Чулыме производит майонез, масло, в будущем планируется производство плавленых сыров, сгущенного молока, кремов для кондитерской промышленности. Маслосыркомбинат расположен в селе Серебрянское, выпускает твердые сыры и животное масло. Продукция пользуется заслуженным спросом не только в районе, но и за его пределами.

После крупно-маштабной реконструкции длившейся три года, был запущен Чулымский хлебозавод, ныне это ООО «Чулымский хлебозавод». Славится Чулым своими хлебобулычными изделиями, вкусной выпечкой и тортами. Построены новые магазины: «Рубин», «Все для дома», «1000 мелочей» и другие, завершено строительство рынка.

Основное транспортное предприятие города и района, осуществляющее грузовые перевозки является ООО «Дорожник», пассажирскими перевозками занимается «Сибтранс», осуществляет автобусное сообщение с селами района.

Железнодорожный транспорт представляют: Путевые ремонтные механические мастерские станции Чулымская- предприятие обслуживает путевое хозяйство и считается одним из лучших по организации труда, использованию передовых технологий, созданию условий для работников.

Чулымская дистанция пути – структурное подразделение Западно – Сибирской железной дороги. Предприятие обеспечивает содержание железнодорожных путей. Рентабельно работают железнодорожный вокзал, восстановительный и пожарный поезда и другие службы.

Продвижение новых услуг связи в Чулыме и районе осуществляет «Чулымский центр телекоммуникаций», благодаря ему можно пользоваться услугами скоростного Интернета. «Чулымский почтамт» осуществляет доставку корреспонденции газет, журналов, писем, посылок.

Медицинское обслуживание жителей г. Чулыма и района обеспечивает «Чулымская ЦРБ». В 2002 сдано в эксплуатацию новое здание больничного комплекса в Чулыме.

В Чулыме работают следующие учреждения культуры: Дом культуры, то есть культурно – досуговый центр, две библиотеки: взрослая и детская, музыкальная школа и молодежный центр.

В Чулыме идет газификация, к газу уже подключено 640 частных домов, оборудованы под газ котельная новой школы, а также 12 котельных, принадлежащих предприятиям г. Чулыма. Ремонтируются автомобильные дороги, но не такими быстрыми темпами как бы хотелось. В 2010 году проведена реконструкция Иткульского моста.

Надеемся, что в будущем наш Чулым будет развиваться и станет современным и комфортным для жителей городом.

дата записи: 2011-06-17

Наши контакты:

Новосибирская область,
632560, Чулымский район,
г. Чулым,
ул. Чулымская, 36

Тел: (383-50) 2-16-53
Факс: (383-50) 2-15-45


Карта района:
Счетчик:

Besucherzahler Find the Russian Woman of your dreams
счетчик посещений
© Новосибирская областная юношеская библиотека 2006-2018
Яндекс.Метрика