Леня Кобзев после окончания Колыванской школы № 2 в 1937 году поступал в Мукомольно-Элеваторный институт, но учиться ему не пришлось, так как его отец был репрессирован в годы культа личности Сталина. Он отправился в Якутию, где романтики ради сменил много разных профессий. Перед войной в 1940 году был специальным корреспондентом и ответственным секретарем районной газеты. Началась война, и Леонид был мобилизован в армию. Он попал в военный лагерь в Молотовской области, где был зачислен в группу по подготовке радистов.
Проучившись три месяца, он был отправлен на фронт. Зимой 1942 года вступил в бой на одном из участков Северо-западного фронта. Получил звание сержанта и заместителя командира роты по политической части.
Школьный архив располагает выдержками из пяти писем Лени к старшей сестре, работавшей в то время в военном госпитале. Но и из этих 5 писем можно воссоздать образ отчаянного, беззаветно храброго воина и просто хорошего парня, погибшего в возрасте 24 лет в конце 1943 года.
Он писал 23 июня 1943 года:
«…. Особых событий в моей жизни за последнее время не происходило. Жизнь протекала больше в мирных условиях. Мы бодрствовали, набирались сил и здоровья. Но роковой час уже настал. Мы двинулись в поход, в последнюю смертельную схватку со смертельным врагом.
….Я почему-то чересчур уверен в себе. Сотни раз я был в кольце смертельной опасности. Во время боёв в моих руках от осколков снарядов вдребезги разлеталась винтовка, неоднократно сбивало с головы каску, пулями изрешечивало шинель, около меня от снарядов погибали многие товарищи, я же всегда оставался, жив и невредим.
Вот что еще покажут предстоящие бои!
…..Тося, передавай привет всем тем товарищам своего коллектива, которые приветствовали меня. Передай им, что скоро кончатся тяжелые испытания, связанные с войной. Еще одно, два усилия, и мы победим. Враг еще силен. Но Красная Армия намного сильнее. Несмотря на это, для достижения полной победы нужно напряжение всех сил».
Последнее письмо от Леонида Кобзева пришло 21 сентября 1943 года.
А вскоре он погиб, о его гибели сообщил домой командир части, где Леня воевал.
На вечере встречи одноклассников, спустя 50 лет, о нём вспоминали: «он был парнем отчаянным, храбрым, всегда шёл впереди. Старался быть в самых опасных местах, увлекая за собой других личным примером как секретарь комсомольской организации».
Березина Лариса Георгиевна, Астафьева Екатерина
октябрь 2020