http://buki-v-ruki.livejournal.com/tag/%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82%D0%B0%D0%BB%20infomania.ru
История Колыванского района в лицах

р.п. Колывань

д.Амба

с.Боярка

д.Воробьёво

с.Вьюны

д.Изовка

д.Казанка

с.Кандаурово

с.Королёвка

с.Лаптевка

д.Малая Черемшанка

д.Мальчиха

д.Малый Оёш

с.Новотроицк

с.Новотырышкино

с.Пихтовка

с.Пономарёвка

д.Пристань - Почта

пос.Северный

с.Сидоровка

с.Скала

с.Соколово

д.Таловка

д.Тропино

д.Чаус

д.Южино

д.Юрт-Акбалык

д.Юрт-Ора


Дорохова Антонина Ивановна
Дорохова Антонина Ивановна

Счастливый человек


Прекрасна и удивительная человеческая жизнь. У одних она складывается чётко, понятно, логично, в рамках одной определённой территории. У других течёт через пороги, бурно, как горная река, бросая из одного места в другое, не давая возможности остановиться, расслабиться. Напротив, преподнося всевозможные сюрпризы и внося коррективы. Кто-то проживает жизнь «катаясь, как сыр в масле», а кто-то бьётся за каждую ступеньку жизненной мечты. Это люди, настойчивые, кропотливые, это у них всё идёт согласно русской пословицы «старание и труд - всё перетрут». Таких людей мне хотелось бы сравнить с пчёлами, которые медленно, но настойчиво, выстраивают соты, а затем также крошечными капельками мёда заполняют его… С Антониной Ивановной Дороховой я познакомился в 1996 году, в небольшом кабинетике Колыванского краеведческого музея. Она сидела, склонившись над рукописными тетрадями, справочниками, готовясь к очередной экскурсии. – «Это наш новый сотрудник», - сказала Валентина Александровна Курицкая, директор музея, - «Надеюсь, что она приживётся у нас», – закончила она. Вот такое было наше первое знакомство. Особого впечатления она не производила, но я сразу подметил, что она работала старательно, сосредоточенно. Как оказалось, эти качества и помогли Антонине Ивановне добиться на новом месте положительных результатов. Сейчас она признанный «ас», авторитетнейший работник нашего музея.

В основе её отношения к работе - достижение высокого уровня профессионализма, который во все времена выделял специалиста своего дела. Поверхностные знания, яркая внешность, могут быть приняты только лишь на короткое время. Среди специалистов такой человек не интересен, а попросту – бесполезен. Это хорошо усвоила Антонина Ивановна смолоду и боялась быть «никчёмным» человеком. У неё всегда была внутренняя установка на успех того, на что она решалась. Будь это новая работа или какие-либо изменения в личной жизни. «Ты сможешь! У тебя получится!» - говорила она сама себе и осторожно, но уверенно, шла по жизни. Давайте заглянем вглубь десятилетий и узнаем, откуда пошли корни Антонины Ивановны, которая 1 сентября 2020 года отмечает своё пятидесятилетие пребывания на Колыванской земле.


Родилась Антонина Ивановна 12 января (12 февраля) 1947 года на хуторе Баба Шевченковского района Харьковской области. Родители Боженко Иван Илларионович (1913 г. Р.) и Боженко Татьяна Ивановна (1924 г.р.) были сельскими жителями. Татьяна Ивановна участница Великой Отечественной войны. На фронте с августа 1943 по ноябрь 1945 года. Была связисткой. Боевые действия начала на знаменитой Курской дуге, под Прохоровкой, где проходило крупнейшее танковое сражение Второй мировой войны. Имела награды: орден «Отечественной войны II степени», медали: «За боевые заслуги», «За отвагу», «За Победу над Германией». В мирное время, до самой кончины, получала юбилейные медали.

В 1956 году мама и бабушка вернулись на родину в Воронежскую область и поселились в знаменитом селе Хреновое.

Антонина Ивановна на Украине окончила два класса местной начальной школы. А с третьего класса стала учиться в Хреновской средней школе. Это село было интересно тем, что там была усадьба графа Г.А. Орлова. Граф основал знаменитый хреновский конный завод, на котором разводилась легкоупряжная порода лошадей – орловские рысаки, названные так в честь основателя. Конюшни, где содержались лошади, больше походили на дворцы. И лошади, конечно же, были прекрасны: крупные, гармонично сложены, резвые и выносливые.

Учёба в средней школе многим запомнилась. В первую очередь талантливыми педагогами. Русский язык и литературу вели Валентина Васильевна Крылова и Нина Ивановна Остапенко. Нина Ивановна учила своих учеников мыслить не стандартно, не так, как в учебнике, а больше опираться на своё, личное видение прочитанного и услышанного.

«Как ты думаешь? Как ты считаешь? Какое ощущение у тебя от прочитанного?» - эти и другие подобные вопросы звучали на уроках. Это новая по тем временам методика преподавания предмета научила отходить от шаблонов, незыблемых выводов и мнений. Общая оценка прочитанного произведения, поведения его героев, оказывается, могла быть другой, отличительной от общепризнанной. Эти подходы пригодились Антонине Ивановне в дальнейшей её работе и в качестве учителя, и в качестве сотрудника музея. А любовь к истории заронила молодая, красивая преподаватель Любовь Дмитриевна Болотникова. Рассказы о Древней Греции и её мифы до сих пор живы в памяти. Так что любовь и интерес к истории не случаен, он родом из школьных лет обучения. Особых затруднений при выборе профессии не было: Борисоглебский государственный педагогический институт – историко-филологический факультет. Правда, поступив на него, слово «историко» убрали. Был только филологический факультет, но остались преподаватели исторических наук, которые прекрасно преподавали и историю, и древнерусскую литерату-ру. Закончив этот факультет, Антонина Ивановна стала учителем русского языка и литературы. Сохранила любовь к отечественной истории и изучению краеведческого материала. Студенческие годы научили девушку умению общения с людьми, отстаиванию собственного мнения при решении различных жизненных ситуаций. Она спокойно и уверенно держалась на публике: в группе, собрании курса, факультета. Комсомольские работники увидели в ней будущего вожака, лидера. Она входила в состав комсомольского актива института, была членом Борисоглебского городского комитета ВЛКМ (комсомола). Её умение владеть аудиторией, лёгкость и артистизм даже чуть не изменили всю её дальнейшую жизнь педагога. Первый раз ей предлагали поступить в Воронежское театральное училище и стать в будущем артисткой театра. Второй раз ей предложили работать с молодёжью на постоянной профессиональной основе – войти в состав райкома комсомола города Борисоглебска. Но сама себе она сказала: «Буду учителем, и желательно в сельской школе!» Так и у неё вышло.

Перед самым окончанием института в деканат приехал заведующий отделом народного образования Ачхой-Мартановского района Чечено-Ингушетии. В районе остро нужны учителя русского языка и литературы, желающим обещали всевозможные льготы и условия.


В деканате знали, что лучшим агитатором в этом деле может быть только Тоня Боженко. Если она согласится, то с ней поедут и другие энтузиасты. Так и получилось. На комсомольском собрании предложение Тони ехать в сельские школы Чечено-Ингушетии поддержали ещё тринадцать выпускников института. Такого чиновник образования не ожидал. Всем желающим выписали направление, и в августе 1968 года они уже готовились к встрече с чеченскими школьниками.

Условия были прекрасными – учительская нагрузка в средней школе, уроки у работающей молодёжи, жильё. В классах внимательные, спокойные ученики, уважающие русских учителей. Всё было замечательно, Антонину Ивановну даже хотели перевести инспектором – методистом в районный отдел образования. Но пришлось уехать из-за того, что у мужа не было работы.


1 сентября 1970 года Антонина Ивановна вступила на землю рабочего посёлка Колывань. В районо её встретил заведующий Григорий Михайлович Голушко. В районо её ждали в конце августа и даже хотели принять учителем в среднюю школу №1. Но первое сентября наступило, Антонины Ивановны не было, и место занял другой учитель. Григорий Михайлович тут же предложил место учителя русского языка и литературы в Скалинской восьмилетней школе. Прочитав характеристику, её «нагрузили» заведующей школьной библиотекой, классным руководством 4-го класса и должностью старшей пионерской вожатой. Получилась довольно серьёзная нагрузка. Директор школы Палкин Иван Устинович, который на грузовой машине привёз её в Скалу, сказал: «Молодая, образование есть, активна, справишься!».

В Скалинской школе она ощутила на себе и своей семье радушие, доброту и желание помочь во всех возникающих проблемах. Главное - жильё и работа. Поселили их сначала в небольшом домике прямо во дворе школы, а когда в колхозе сдавали очередной трёхквартирник, одну квартиру выделили молодой семье. Муж работал в местном Доме культуры. Антонина Ивановна помогала в селе развивать самодеятельность. На Новый год бал-маскарад провели, какого здесь не было раньше. Самые тёплые воспоминания о педагогах школы: директоре И.У. Палкине, завуче Михаиле Павловиче Кайгородцеве – оба ветераны Великой Отечественной войны. Михаил Павлович – был участником знаменитого парада Победы, состоявшегося в Москве на Красной площади 24 июня 1945 года. Добрые отношения на долгие годы остались с Фаиной Дмитриевной Фомичевой-учителем немецкого языка, учителями начальных классов Валентиной Васильевной Красниковой, Еленой Васильевной Третьяковой и другими. Председатель колхоза Николай Иванович Андреев, главный бухгалтер Клавдия Романовна Дружинина до сих пор помнятся, как руководители местного колхоза поддерживающие Антонину Ивановну. Антонина Ивановна с мужем тоже отвечали на заботу отличной работой. Её четвероклассники оказались самыми активными помощниками во всех школьных делах. Антонина Ивановна, как классный руководитель и пионерская вожатая, организовала с ними и другими пионерами школы сбор макулатуры, металлолома, берёзовой почки, лекарственных трав. Пионерские сборы отряда и дружины посвящались отдельным темам и проходили ярко, торжественно. Как литератор, Антонина Ивановна учила ребят читать стихи, красиво декламировать, поэтические минутки стали неотъемлемой частью её уроков. Ученики увидели в своём учителе человека, который любит их и хочет помочь им стать в учёбе более успешными, грамотными. С некоторыми своими учениками Антонина Ивановна поддерживает связь до сих пор. Это Вера Сизикова, Оля и Саша Фомичёва, брат и сестра Красниковы – Серёжа и Оля, Павел Третьяков, сёстры Нина и Таня Турковы, Наташа Гуденко.


Антонина Ивановна проводила и библиотечные мероприятия, постоянно делала книжные выставки, стеллажи книг выставляла прямо в коридор, чтобы ученики знакомились с богатством русской литературы.

Как учитель, стремилась воспитать в детях желание учиться, не бояться выступать перед сверстниками во время проведения различных мероприятий, быть общественно активными ребятами. Антонина Ивановна почти не ставила двоек, будила в учениках творческий потенциал, давала шанс ответить лучше, занималась с отстающими дополнительно. Два года проработала Антонина Ивановна в школе. Её ученики перешли в шестой класс, они выделялись в школе хорошими знаниями по всем предметам, были активны во всех школьных делах и, что самое главное, были дружными между собой. Они были гордостью учителя-предметника и классного руководителя.

Тяжело приходилось расставания со своими учениками. Но нужно было переезжать. Лев Александрович Голышев – заведующий отделом культуры райисполкома, предложил мужу работу методиста в районном Доме культуры «Юность». Он наблюдал за успехами скалинского культработника, разглядел в нём сценариста высокого уровня, который должен был возглавить в Колывани агитбригаду «Время».

Агитбригада – распространённая форма организации культурно-просветительской работы среди молодёжи. И Колыванский район должен быть на высоте. Впоследствии коллектив агитбригады стал одним из лучших в Новосибирской области. Как нитка за иголкой, так и жена за мужем, Антонина Ивановна оказалась в Колывани. Теперь уже не в ожидании переезда, а с жильём и работой. С 1972 года она методист РайОНО, затем переходит учителем в вечернюю школу. Пять лет отдано этому учебному заведению. Среди её учеников Кузнецов Виктор – окончивший НЭТИ, Валерий Голубцов – учившийся в сельхозинституте, Александр Кашуба – выпускник Омской высшей школы милиции.

С 1977 года Антонина Ивановна на целых восемнадцать лет переходит работать в коррекционную школу – интернат. Этот период её жизни был наполнен плодотворной работой. Учитель русского языка и литературы этого учебного заведения должен соответствовать требованиям, предъявляемым к работе с данной категорией учащихся. Приходилось садиться за специальную литературу по психологии, логопедии, методике преподавания в школах такого уровня, изучать особенности воспитательной работы с детьми, их родителями, рассматривать вопросы и проблемы социальной адаптации подростков за пределами образовательного учреждения и т. д. и т. п.

Сложнейшая задача – стать педагогом такой школы. Но Антонина Ивановна снова сказала себе: «Ты сможешь! У тебя получится!». Она смогла и у неё получилось. Её коммуникабельность, настойчивость, кропотливость и скрупулёзность помогали ей все эти годы. Не просто преподаватель русского языка и литературы, а председатель методического объединения! Не просто член профсоюза, а член профкома школы! Как это ей удавалось, просто поразительно! А тогда это была её жизненная линия. Возникла необходимость, и она осваивает специализацию «логопедия», она уже учит детей с нарушениями речи, проводит логопедические занятия, изучает дефектологию, создаёт свой логопедический кабинет. Уроки по развитию речи – основные в данной школе. С полученными знаниями логопеда, дефектолога, она переходит на работу в начальные классы. И опять те же методы и принципы – кропотливость, осторожность, грамотность помогают Антонине Ивановне достигать хороших результатов своей работы. Восемнадцать лет – как один день в одной школе, в одном коллективе, но с разными детьми. А ещё в школе особенный контингент учеников: кто родителей не имеет, у кого они были, но лишены родительских прав, кто имел инвалидность, кто отставал в психологическом развитии. Среди её учеников было много переростков. Одна ученица на момент выпуска была двадцатидвухлетней девушкой. Но, как и на прежних местах, она и здесь имела добрых, верных коллег. Семён Матвеевич Чураков - учитель трудового обучения помогал ей в оборудовании кабинета логопеда, Галина Архиповна Рящина была рядом, когда шло становление нового логопеда Антонины Ивановны.


На стыке вечерней школы и школы-интерната жизнь её столкнула с прекраснейшим преподавателем русского языка и литературы, мудрым администратором Анной Акимовной Светиковой. Педагог от Бога – про таких говорят, мудрая, интеллигентная, она сама была образцом для подражания и обожания. Анна Акимовна – это Учитель, у которого можно учиться и учиться бесконечно. Хочется пожелать ей крепкого здоровья и долгих лет жизни.

С 1995 года Антонина Ивановна - на льготной пенсии, но долго без работы она не смогла. Когда совершенно случайно узнала, что в наш краеведческий музей требуется экскурсовод, не раздумывая пошла туда устраиваться. История всегда, с самого детства, с первых уроков, которые она слушала в пятом классе средней школы, нравилась ей. Отечественная история, особенно события, происходившие в своём крае, ждали своего изучения, ждали своего энтузиаста, исследователя-любителя.

Валентина Александровна Курицкая, в то время руководившая нашим музеем, с удовольствием приняла её в свой коллектив. Музей в те годы находился в здании рядом с Собором Святой Живоначальной Троицы. Фонды музея постоянно пополнялись и, хотя на первых парах площади хватало, назревал вопрос о дальнейшем расширении и, естественно, поиске нового помещения.

Пройдя визуально по залам музея, Антонина Ивановна испытала изначально лёгкое колебание: «Туда ли она пришла, тем ли ей хотелось заниматься?» И снова ответ: «Ты сможешь! У тебя получится!»

И вот уже двадцать четыре года она уважаемый сотрудник Колыванского музея. 14 ноября 1996 года она стала лектором экскурсоводом. Для самой Антонины Ивановны это знаменательная, историческая дата, отмечаемая все годы как праздник. За это время выработаны главные принципы её работы. Если ты музейный сотрудник, то доверяй только документам. Люди, какими бы они уважаемыми не были, субъективны, могут ошибаться. Если нет документальных подтверждений, говорить о чём-либо, как об истине, невозможно. Вот докопаться до истины и заставляет Антонину Ивановну тщательно исследовать письменные источники. В 2007-2008 годах она совместно с начальником архивной службы нашего района Валентиной Петровной Полевой несколько раз была в Томске и работала в Томском государственном архиве. Заказывали необходимые документы по фондам и делам, что касается истории нашего района. Колывань в царское время ведь входила в Томский округ Томской губернии.


Более полутора тысяч листов архивных документов составила эта работа. Были найдены интересные факты из общественной жизни города Колывани, его управления, роли Колывани и Чаусского острога в обустройстве Московско-Сибирского тракта. Купеческие фамилии, ремесленные семьи уже приобретали особую значимость в хозяйственной жизни города. Много материала было собрано по истории колыванских церквей. Были обнаружены и сделаны копии чертежей основного здания и пределов Собора Святой Живоначальной Троицы. Они очень пригодились во время восстановления собора. Ещё выяснился факт, что на территории Колыванского района не было Веденской церкви, ошибочно принимаемую за церковь в селе Чаус. Оказывается, даже некоторым, казалось бы, общепринятым фактам, нужно верить с большой осторожностью, соотносить, как в данном случае, фотографию церкви и сделанную под ней надпись.

Музейная жизнь многолика, формы работы с посетителями разнообразны. Это и музейные уроки, и передвижные тематические выставки, и Рождественские встречи, музейные ночи.

Антонина Ивановна успешно использует свои знания в работе со школами района. Именно она подготовила план работы с учащимися, предложив 10 музейно-образовательных программ для различных категорий. В школах района с удовольствием откликаются на предложение сотрудничать в деле воспитания учащихся. Ребята под руководством учителей: Кравченко Лидии Григорьевны (Колыванская СОШ № 1), Цыганковой Людмилы Викторовны (Колыванская СОШ № 3), Фарафоновой Надежды Петровны (Новотырышкинская СОШ), Сергеевой Инны Юрьевны, Кузьминых Натальи Михайловны (Колыванская СОШ № 3), Микулиной Светланы Юрьевны (Колыванская СОШ № 1), Заичкиной Натальи Анатольевны и Власовой Оксаны Анатольевны (Колыванская СОШ № 2), проводят собственные историко-краеведческие изыскания, выступают с ними перед сверстниками, участвуют в конкурсах. Антонина Ивановна принимает активное участие при разработке сценариев, оформлении выставок, написании проектов. В том, что многие из проектов, в том числе и в культурной Олимпиаде Новосибирской области (2013г., 2014 г.) были отмечены Дипломами и Золотыми медалями, есть заслуга Антонины Ивановны.

Её исследовательские материалы часто публикуются в районной газете «Трудовая правда».

В 2014 году музей разместился в отреставрированном здании дома купца Е.А. Жернакова. Замысел внутримузейной экспозиции и её построение разрабатывал научно-экспозиционный отдел под руководством А.И. Дороховой.

На базе музея работает 3 клуба по интересам: «Краевед», «Любители старины», «Колыванские мастерицы». Занятия и планы работы клубов более 10 лет разрабатывает отдел, при непосредственном участии Антонины Ивановны. Но главной, основной формой связи с посетителями являются всё-таки экскурсии. Экскурсия – это живая связь между музеем и посетителями, причём наиболее массовая, прямая и доступная. Всё, что выставлено на стеллажах, в шкафах, в открытом доступе оживает и образует целостность только в рассказе экскурсовода. Его живое слово, интонация, эмоциональность, а главное научность, создают историческую картину прошлого. Вопросы со стороны посетителей не мешают экскурсоводу, а, напротив, укрепляют их единение, говорят о заинтересованности и понимании услышанного. Иногда во время проведения экскурсий посетители вспоминают о хранящихся у них каких-то вещах, или, как их называют музейщики, артефактах и предлагают передать их в дар музею. Дарителей у нашего музея десятки и сотни. Именно при их участии постоянно пополняются фонды музея, некоторые экспонаты сразу выставляются в экспозиции. Каждый экспонат имеет свою особенную историю – либо достоверную, т.е. известную самому дарителю, либо не вполне правдоподобную, так называемую легенду. Обязанность экскурсовода знать об экспонатах всё, или почти всё.

Музейная работа - дело серьёзное. Антонина Ивановна с благодарностью вспоминает сотрудников Новосибирского областного краеведческого музея Казавчинскую Нину Семёновну и Сальникову Ирину Владимировну. Ирина Владимировна сейчас директор музея археологии в Академгородке.

Общение с такими людьми Антонине Ивановне приносят новые знания, новые подходы к отдельным темам по истории Сибири и, конечно же, нашего района.

Немало активистов энтузиастов родного края и среди колыванской интеллигенции. Это Елена Николаевна Кельмяшкина, тоже учитель русского языка и литературы, работавшая перед выходом на пенсию в Колыванском сельхозтехникуме, Анатолий Кириллович Быков – преподаватель истории средней школы №2, Зоя Петровна Кутькина – учительница Новотырышкинской средней школы. Анатолий Степанович Ваганов – член Союза краеведов города Новосибирска. С ним были проведены совместные исследования по истории рода Овтиных, а вышедшая книга так была и названа - «Овтинские ямки». Комфортно чувствует себя Антонина Ивановна в родном коллективе. Здесь работают те, кому близка история района, кому дороги люди, жившие здесь когда-то и живущие сегодня. Колыванцы – главные творцы нашего прошлого и настоящего. Если об этом забыть, то настоящего музейщика-специалиста не получится. В нашем музее из таких энтузиастов и сложен коллектив. Во многом это заслуга директора Нины Петровны Козловой. Она делает всё, чтобы среди сотрудников была создана атмосфера доброжелательной, взаимной поддержки. Дух творчества витает во всех залах музея. Им напитаны и сотрудники: Узких Юлия Геннадьевна, Зацепина Нина Ивановна, Савельева Елена Евгеньевна, Кашлакова Юлия Сергеевна. Совместные усилия этих женщин создают авторитет, мнение о нашем музее, как об одних из лучших краеведческих музеев Новосибирской области.


За добросовестное отношение к своим обязанностям и результатам работы, Антонина Ивановна постоянно отмечается наградами.

В 1970 году по прибытию в Колывань, она одна из немногих имела Почётную грамоту ЦК ВЛКСМ (комсомола). И все эти годы количество награждений только растёт. Благодарственные письма и Почётные грамоты Администрации Колыванского района и Совета депутатов, благодарность архивной службы Новосибирской области, диплом лауреата и нагрудный знак «Золотая книга культуры Новосибирской области», Благодарность и Почётная грамота губернатора Новосибирской области, звание Почётного работника культуры Новосибирской области, юбилейная медаль «80 лет Новосибирской области». В 2017 году – занесена на Доску почёта Колыванского района. И это не полный перечень наград, которые имеет в своём послужном списке Антонина Ивановна Дорохова.

Антонина Ивановна всегда везло на хороших людей. С первых дней в Колывани и до сегодняшних у неё сохранились подруги, с которыми она делила свои житейские радости и горести. Галина Николаевна Логинова и Валентина Антоновна Ярушкина всегда были с ней рядом, помогали и поддерживали её.


Пишу эту статью и ловлю себя на мысли, что так мало я ещё написал, и сколько ещё не отражено в биографии и трудовой деятельности Антонины Ивановны Дороховой. Мы не так много людей относим к категории друзей и товарищей. Хочу сказать, что Антонина Ивановна - мой надёжный и верный товарищ. Годы нашего знакомства тому свидетели.


И уж совсем заканчивая, несколько слов о семье моей Героини. Антонина Ивановна счастливая мама, обладательница прекрасной дочери Светланы, счастливая бабушка – имеет четверых внуков и не менее счастливая прабабушка – у неё три правнука!

Хочу пожелать Антонине Ивановне ещё больше счастья, крепкого здоровья и творчества во всех её делах и начинаниях.
Анатолий Петрович Савельев
октябрь 2020г.

дата записи: 2020-10-22

Наши контакты:
Новосибирская область,
633160, Колыванский район,
р.п. Колывань,
ул. Советская, 40

Сайт центральной библиотеки:
http://www.libklv.ru/

Тел.: (383-52)52-659

Тел., Факс: (383-52)54-102

e-mail: kolyvan_bib@sibmail.ru

Работы принимаются по электронной почте - lili161976@gmail.com

ЦБС : ЦБ, ДБ и 19 сельских библиотек


eye

Поиск

Счётчик посещений


Besucherzahler Find the Russian Woman of your dreams
счетчик посещений
© Новосибирская областная юношеская библиотека 2006-2018
Яндекс.Метрика