http://buki-v-ruki.livejournal.com/tag/%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82%D0%B0%D0%BB%20infomania.ru
История Колыванского района в лицах

р.п. Колывань

д.Амба

с.Боярка

д.Воробьёво

с.Вьюны

д.Изовка

д.Казанка

с.Кандаурово

с.Королёвка

с.Лаптевка

д.Малая Черемшанка

д.Мальчиха

д.Малый Оёш

с.Новотроицк

с.Новотырышкино

с.Пихтовка

с.Пономарёвка

д.Пристань - Почта

пос.Северный

с.Сидоровка

с.Скала

с.Соколово

д.Таловка

д.Тропино

д.Чаус

д.Южино

д.Юрт-Акбалык

д.Юрт-Ора


Верниковская Лидия Геннадьевна
Верниковская Лидия Геннадьевна

Завуч школы


В 1982 году я был направлен на работу директором Кандауровской средней школы. Мне было двадцать девять лет. На бюро райкома партии, при приёме в члены КПСС, первый секретарь Колыванского РК КПСС Анатолий Николаевич Чаусов, кроме вопросов по Уставу и Программе КПСС, задал ещё один прямой вопрос: - «Ты вступил в члены коммунистической партии, понимаешь всю меру ответственности своего решения? Если да, то готов ли подчиняться партийной дисциплине и выполнять решения партии?»

Я ответил утвердительно. Тогда А.Н Чаусов продолжил: - «Бюро райкома КПСС рекомендует тебя на должность директора школы в Кандаурово. Педагогическое высшее образование у тебя есть, теперь вот ты и коммунист. В школе до этого работал, да и в комсомоле занимался вопросами народного образования. Сразу дашь членам бюро райкома ответ или будешь советоваться с женой, в семье обсудите?»

- Я сейчас вам даю согласие на работу директором в Кандауровской средней школе, - таков был мой ответ членам бюро райкома партии.

Так в июле я поехал принимать школу. Школа мне сразу понравилась: двухэтажное каменное здание, большие светлые классы, широкие коридоры, рекреации. Директором школы там был Николай Павлович Сакадынский, человек с огромным педагогическом опытом работы, участник Великой Отечественной войны, авторитетный в районе педагог и руководитель. Передача школы много времени не заняла. И началась моя обыденная директорская жизнь. Школу необходимо было готовить к новому учебному году. Этим я и занялся.

Постепенно происходило знакомство с педагогическим составом школы. Одним из первых я познакомился с Лидией Геннадьевной Верниковской. Это был педагог с большим опытом работы и учителя, и завуча. Второе лицо в руководстве школы. Её муж Верниковский Виктор Павлович вёл в школе физику и астрономию. Тоже был высочайшим специалистом своего дела, коммунистом, ветераном Великой Отечественной войны. Он обладал большой эрудицией, привлекал к себе учеников отличным знанием своих предметов и заинтересованностью в росте их образованности и воспитанности.

Как классный руководитель проводил с ребятами немало интереснейших мероприятий, отваживался ходить с ними в походы и велопробеги по окрестным деревням. Лидия Геннадьевна произвела на меня первое впечатление как человека грамотного, владеющего методикой и преподавания своего предмета и управлению коллективом учителей.

По характеру была человеком сдержанным, немногословным, и мне даже первое время казалось – суровым и закрытым.


Я как человек эмоциональный, порой неудержимый в своих начинаниях и планах, наталкивался в её лице на какое-то её спокойное, рассудительное и, главное, взвешенное отношение к тому, что я, как директор делал в школе. А мне хотелось всё перестроить, всё изменить, перенести в Кандауровскую школу лучшее, что на тот момент я видел в школах района. Дело в том, что, работая секретарём райкома комсомола по учащейся молодёжи, я был во всех школах и видел их оформление и состояние дел.

Уже к концу первого учебного года стали заметны кое-какие изменения в нашей школе. По-прежнему, но уже на более высоком уровне, стали проявлять себя наши спортсмены. Среди средних школ по лыжам нашим ребятам не было равных. У нас проводились районные соревнования по лыжным гонкам среди школьников. Это полная заслуга учителя физвоспитания Николая Григорьевича Колесникова. Он был фанатом физкультуры и спорта. Дети обожали его и стремились к высоким показателям. Пионерской работой в школе руководила старшая пионерская вожатая Валентина Ильинична Макаренко. Она знала свою работу, любила детей, могла их мобилизовать на проведение различных пионерских дел. Сбор макулатуры, металлолома, берёзовой почки проходили организованно. Не раз о нашей пионерской дружине писала газета «Трудовая правда». Но лучше всего у В. Макаренко получалась организация тимуровской работы. Под её началом все пожилые люди и инвалиды были охвачены пионерской ребячьей заботой. Хорошо была поставлена комсомольская работа, ею руководила Торопова Надежда Александровна.

Перечисленные направления работы мне были хорошо известны по комсомолу. А вот учебная работа, начиная с распределения нагрузки по часам и предметам среди учителей, расписания, графики проведения всевозможных проверочных, контрольных и итоговых работ, а также зачётов экзаменов во всех классах – для меня была очень трудна и непонятна. Вот здесь мне нужен был грамотный, разбирающийся во всех тонкостях этой работы, заместитель. И он у меня был – это Лидия Геннадьевна.

Мне вспоминается, как трудновато мы привыкали друг к другу. Был случай, который я никак не могу забыть. Он стал мне уроком на всю мою последующую трудовую деятельность в качестве руководителя.

Идёт педагогический совет. Рассматриваем итоги проверки учебной деятельности учителей средних классов по выработке определённых умений и навыков. Проверку проводили мы с Лидией Геннадьевной. Посещали уроки, кружковые мероприятия, классные часы. Первым выступил я. Мне, как молодому директору, многое не понравилось в методике преподавания, критериях оценивания знаний учащихся, использование наглядности и другое. Педагоги молчали, частично они были согласны со мной. После меня выступила Лидия Геннадьевна. Она, конечно, согласилась с основными замечаниями, отметив принципиальный подход к проведению проверки и стремления исправить сложившуюся ситуацию. Вместе с тем, Лидия Геннадьевна, немного по-другому посмотрела на положение дел и попыталась несколько сгладить накал страстного моего выступления. По её мнению, не всё уж так страшно и учителя стремятся изо всех своих сил, чтобы научить учащихся всему тому, что требует программа по предмету. Она даже привела несколько примеров удачных находок наших педагогов. Я сидел вне себя от ярости. Во мне всё кипело и бурлило. Вот это завуч, вот это мой заместитель по учебной работе. Вместо того, чтобы поддерживать меня она уже стала чуть ли не хвалить учителей, а те уже и заулыбались, слушая Лидию Геннадьевну. Атмосфера на педагогическом совете потеплела. И все учителя, как мне казалось, ушли с педсовета довольные собой – какие они ещё и молодцы. Педсоветом был недоволен только я. Учителя, наверное, видели по моему лицу моё состояние, но вежливо попрощавшись, разошлись по домам.

Я попросил Лидию Геннадьевну зайти ко мне в кабинет. Я сначала высказал своё неудовольствие по поводу её выступления. Получалось я -злодей, а она-хорошая. Лидия Геннадьевна спокойно выслушала меня и сказала мне слова, которые я помню до сих пор. Анатолий Петрович, ваше выступление было правильное, обоснованное и принципиальное. У нас на самом деле имеется ряд недостатков и просчётов. Учителя это признали, они ведь не стали вам возражать. Так? Так. Признать свои ошибки всегда очень трудно и тяжело. Но они это сделали. Правда, молча. А вот если бы и я начала их ругать и поучать, чем бы закончился педсовет? Отвечу: Тяжёлым осадком на душе каждого учителя и уходили бы они домой с чувством униженности, обиды и какой-то, прямо скажем, безысходности. Разве эту цель ставили мы с вами, планируя тему педсовета? Нет? Да, конечно же, нет. Вот я и попыталась вернуть их уверенность в собственные силы. Ошибки? Да, они есть. Но мы, вернее, вы - учителя сможете их исправить и добиться лучших результатов. А ученики это подтвердят на выпускных экзаменах. Это вам с нами надо? Это. Вот с этим чувством они и покинули педсовет. У них же завтра новый рабочий день, новая встреча с учениками. И уж, поверьте, прежних ошибок они постараются не допускать.

Я, молча и внимательно слушал Лидию Геннадьевну. Не сразу мог согласиться со всем тем, что она мне говорила. Но к своей чести, я не стал её перебивать и возражать, и тоже выразил надежду, что всё будет именно так. И оно так и было. В школе работали педагоги, стаж которых исчислялся десятками лет. Они входили в золотой фонд педагогов школы. Это Анна Давыдовна Михеева, Татьяна Ивановна Лисиенко, Валентина Игнатьевна Колесникова, Екатерина Яковлевна Перевозчикова, Екатерина Семёновна Сакадынская, Галина Владимировна Новгородцева, Надежда Дмитриевна Ширяева, Владимир Иванович Палкин, Татьяна Дмитриевна Ульянова. Воспитателем в пришкольном интернате долгое время проработала Клавдия Артемьевна Хохлова, библиотекарем с большим стажем трудилась Лидия Яковлевна Ульянова. Ну а про Николая Григорьевича я уже говорил. Его знал весь район, ученики его просто обожали и бились за победу до конца. Николай Григорьевич, легенда Кандауровской средней школы, его имя навечно вписано в её историю.

Только по прошествии многих лет, я стал понимать, что если бы не было нашего с Лидией Геннадьевной взаимопонимания, мы бы, как коллектив школы, не добились хороших результатов в учебно-воспитательном процессе.

Не могу не сказать о кабинете математики, в котором вела свои уроки Лидия Геннадьевна, как учитель-предметник. Чистые парты и столы, цветы и обилие наглядных пособий. Здесь и макеты геометрических фигур, плакаты с математическими формулами, законами, теоремами. Многие из них учитель делала вместе с учениками. В школе это был один из лучших кабинетов. Неудивительно, что ученики знали и любили математику, показывая хорошие результаты во время проверок. Особое внимание Лидия Геннадьевна обращала на учеников 5-х классов. Она стремилась сделать их переход из начальной школы в средние классы, менее болезненным. Это у неё получалось. Об этом она всегда напоминала коллегам, работающим с пятиклассниками.

Лидия Геннадьевна не была многословной, наверное, как и все учителя таких наук.

Помню её речь – лаконичной, сжатой, конкретной и всегда убедительной. Во многих случаях школьный жизни, её слово было заключительным, итоговым, как вердикт, к которому необходимо прислушаться. Думаю, что не ошибусь, скажу, что Лидия Геннадьевна была в школьном педагогическом коллективе и формальным, и неформальным лидером, что случается довольно редко. Но это самый удачный вариант для администратора. Лидия Геннадьевна, как завуч много времени уделяла работе с молодыми специалистами, приезжающими в школу с началом учебного года. Это были дипломированные учителя со смутным представлением о педагогическом труде. Один диплом и страстное желание иметь добрых любящих учеников. Но как оказывалось, этого было не достаточно. Молодые специалисты сталкивались с большим количеством педагогических проблем: налаживание контактов с учениками, их родителями, умением преподать свой предмет в доходчивой понятной форме, заинтересованностью детей учебной работой, умением быть строгим, добрым, справедливым, преодолевать путь, ведущий к популизму и панибратству. Обо всех этих проблемах ни раз и не два приходилось напоминать Лидии Геннадьевне начинающим педагогам. Я наблюдал, как постепенно новички становились мастерами. И, если уезжали то только по уважительной причине и со словами благодарности коллективу школы и своим наставникам, кем и была Лидия Геннадьевна.

Молодым специалистом, учителем математики, приехал в нашу школу Сергей Владимирович Дандыбаев. Энергичный, грамотный, Сергей Владимирович набирался опыта работы именно в содружестве с Лидией Геннадьевной. Она для него была наставником. Она посещала уроки. Давала методические рекомендации, приглашала на свои уроки. К третьему году работы в школе это был уже уверенный в своих силах педагог. По семейным обстоятельствам он уехал из Кандаурово, но ещё долгое время писал и звонил нашим учителям. И таких примеров можно привести ещё несколько. После окончания Новосибирского пединститута к нам была направлена Надежда Александра Торопова. Она вела иностранные языки. Доводила классы с немецким языком и вводила в средних классах английский. Именно в Кандауровской средней школе она приобрела необходимый педагогический и управленческий опыт. Она занимала должности организатора по внеклассной и внешкольной работе, затем долгие годы работала заместителем директора по учебно-воспитательной работе. В настоящее время Надежда Александровна - заместитель директора по учебно-воспитательной работе Колыванской СОШ №1. До сих пор она с благодарностью вспоминает Лидию Геннадьевну.

Даже когда Лидия Геннадьевна оставила должность завуча, она продолжала трудиться учителем математики. И ещё одного педагога она успела направить на учительскую стезю. Это Ольга Павловна Сарычева (ныне Шумилкина), которая после окончания пединститута вернулась в свою родную школу. Здесь она получила хорошую поддержку от Лидии Геннадьевны, которая как когда-то учила Оленьку в старших классах. Получилось, что в школе встретились ученица и учительница, в новом качестве – коллег. Не могу не остановиться на отношении Лидии Геннадьевны со своей семьёй. Лидия Геннадьевна с Виктором Павловичем жили неподалёку от школы. Их огород соприкасался со школьной оградой. Для учительской семьи очень удобно соседство со школой. Лидия Геннадьевна подолгу задерживалась в школе, чтобы поработать с отстающими учениками, заполнить необходимую документацию.

В последнее время моей работы директором я нередко бывал у Верниковских в гостях.

Лидия Геннадьевна и в семье была таким стержнем, вокруг которого были её любимые мужчины – Виктор Павлович и сыновья – Павел и Константин. Причём, ни разу я не слышал в голосе Лидии Геннадьевны приказных ноток в разговоре с домочадцами. Как это ей удавалось, сохранить доброжелательный микроклимат в семье, могла бы ответить только она сама. Я думаю, что в основе отношений в этой семье была любовь – любовь к мужу, любовь к детям.

Помню, с каким трепетом она относилась к семейным праздникам, дням рождениям, юбилеям. К 12 июня – а это день рождения старшего сына Павла – в теплице обязательно должны были созреть свежие огурчики.

Это я помню, как сейчас. И почти всегда Лидии Геннадьевне удавалось. Существовали в семье и другие традиции. Например, - поддержка. Я ещё работал в райкоме комсомола и, как секретарь РК ВЛКСМ, отвечал за комсомольскую и пионерскую работу в школах. Так вот ежегодно проводилась такая пионерская операция под названием «Зелёная аптека». Заключалась она в приобщении школьников к сбору и заготовке лекарственных трав и берёзовых почек. Эта операция приносила большую пользу для нашей фармацевтической промышленности. Лучших ребят поощряли различными значками, грамотами и даже путёвками в лучшие пионерские лагеря страны – «Артек», «Орлёнок», «Океан». Так вот, на семейном совете Верниковских, было решено: включиться в сбор берёзовых почек и добиться высшего поощрения – путёвку в пионерский лагерь! Решено, сделано. Верниковский Костя ученик 6 класса на совете дружины школы, носившей в то время имя Героя Советского Союза Николая Егоровича Сергиенко, был рекомендован для поощрения путёвкой во Всесоюзный пионерский лагерь «Артек», по итогам участия в операции «Зеленая аптека», сбору металлолома и макулатуры.

Было это в 1982 году. А годом раньше во Всеросийский пионерский лагерь «Орлёнок», так же по рекомендации совета дружины, был рекомендован Верниковский Павел, и Районная пионерская организация поддержала эту рекомендацию. Павел был отправлен в «Орлёнок» за успехи в учёбе и активную общественную работу в школьной пионерской организации.

В 1986 году я был переведен инспектором районного отдела образования и уехал из Кандаурово. С того момента наши отношения с Лидией Геннадьевной получили новый импульс. Это были телефонные разговоры довольно длительного времени. Теперь уже о том, что было в школе, и что происходит сейчас. Были и две короткие встречи. Из Колывани я переехал в Пихтовку, где был избран депутатом местного сельского Совета и главой администрации. Телефонные переговоры продолжались до самого последнего момента жизни Лидии Геннадьевны.
Анатолий Петрович Савельев
август 2019 года

дата записи: 2019-08-02

Наши контакты:
Новосибирская область,
633160, Колыванский район,
р.п. Колывань,
ул. Советская, 40

Сайт центральной библиотеки:
http://www.libklv.ru/

Тел.: (383-52)52-659

Тел., Факс: (383-52)54-102

e-mail: kolyvan_bib@sibmail.ru

Работы принимаются по электронной почте - lili161976@gmail.com

ЦБС : ЦБ, ДБ и 19 сельских библиотек


eye

Поиск

Счётчик посещений


Besucherzahler Find the Russian Woman of your dreams
счетчик посещений
© Новосибирская областная юношеская библиотека 2006-2018
Яндекс.Метрика