Турыгинская одержимость.
Двадцать лет своей жизни Владимир Иванович Турыгин отдал нашей Колывани. Он работал в Доме культуры, Колыванском сельхозтехникуме, был директором музыкальной школы. И какую бы должность он не занимал, он везде свой коллектив приводил к успеху. Главная причина этого – высокий профессионализм и какая-то особая турыгинская одержимость, которая охватывала не только самого Владимира Ивановича, но и всех тех, кто оказывался рядом с ним. В канун его 80-летия я побывал у Владимира Ивановича в гостях и свою беседу с юбиляром представляю Вам, дорогие читатели, в форме интервью.
- Владимир Иванович, в Колыванском районе Вас знают и помнят как талантливого хормейстера, руководителя оркестра русских народных инструментов, директора музыкальной школы, художественного руководителя ансамбля «Юность» в сельхозтехникуме, руководителя хора СПТУ №9. Хотелось бы узнать, а где Ваши корни, и в какой семье Вы росли?
- Я родился в г. Новосибирске, в Первомайском районе. В те далёкие годы эта часть города больше напоминала деревенскую окраину – одно и двухэтажные дома, обязательно с лавочками, по вечерам и в праздничные дни собиралось много молодёжи, где они пели, плясали, я даже помню, хороводы водили девушки с парнями. Было весело, звучала на этих вечерах обязательно гармонь, реже - баян. В одном из таких домов я родился. Отец мой Иван Игнатьевич – диспетчер на железной дороге, на фронт его не взяли – была так называемая «бронь». Мама – Полина Васильевна работала в сфере торговли. В семье из трёх братьев я был самый старший. С раннего детства я слышал народную музыку, песни. Моя бабушка по матери – Марфа Фёдоровна – хорошо пела и была организатором всех семейных вокальных вечеров. Именно от неё я услышал народные песни: «Сронила колечко», «Скакал казак через долину» и многие другие. Музыкой в родне никто не увлекался. А меня она просто захватила. Недалеко от нашего дома было фабрично-заводское училище, так вот там паренёк один, Виктором звали, здорово играл на баяне. Я специально ходил туда и подолгу слушал его игру. К родителям у меня была одна просьба: “Купите баян”. И когда мне было четырнадцать лет, моя мечта исполнилась. Мама дала мне 1400 рублей, и мы с родным дядей долго выбирали инструмент и, наконец-то, выбрали. Это был баян марки «Симфония». Вот так в 1951 году впервые я взял в руки музыкальный инструмент и это был красавец баян.
- Расскажите, где и как вы учились музыке и своей такой замечательной профессии - организатора культурно-просветительской работы, директора самодеятельного хорового коллектива?
- Как вы поняли, имея на руках такой прекрасный баян, я сразу записался в музыкальную школу. Мне повезло с педагогом. Я занимался у замечательного, талантливого композитора, исполнителя игры на баяне, Виктора Владимировича Ушакова, хорошо известного в музыкальных кругах города Новосибирска того времени. За три года усвоил программу пяти лет. Затем было Новосибирское музыкальное училище, тоже по классу баяна. До армии закончить не успел, пришлось восстанавливаться уже после службы. Занимался не только игрой на любимом инструменте, но и овладел игрой на домре, балалайке, ударных инструментах, гитаре. Николай Иванович Марков – мой педагог по училищу был человеком требовательным, справедливым и благодаря ему я блестяще сдал все экзамены и на «отлично» выполнил выпускную программу. Уже на последнем курсе в училище бредил собственным хором и оркестром русских народных инструментов.
В 1965 году я поступил на 1-й курс Московского государственного института куль-туры (заочно) и в 1971 году успешно его окончил, получив профессию, которую Вы в своём вопросе назвали замечательной. Я, пожалуй, с этим соглашусь. Я получил то, чего желал, к чему стремился. Моё образование со мной до сих пор. Я не утратил умения игры ни на одном из перечисленных мною инструментов. Баян до сегодняшнего дня звучит в моих руках. На фортепиано я играю, когда у меня перепад настроения. Но баян для меня самый любимый музыкальный инструмент. В 2006 году Новосибирская государственная консерватория (академия) имени М.И.Глинки включила меня в книгу «Гармонисты России». Я должен соответствовать этому высокому званию. Музыка, особенно баяна, для меня и жизнь, и моё лекарство от различных хворей.
- Владимир Иванович, имея такую богатую творческую жизнь, наверняка Вы были знакомы с известными специалистами в области песенно-музыкального искусства?
- Да, Вы правы. Никогда не забуду встречу с Василием Михайловичем Пухначёвым. Мы даже были у него на квартире в гостях с директором техникума Ф.А.Титаревым, и он угощал нас чаем. Он известный сибирский поэт-песенник, писатель и фольклорист. Широко известна была его песня «Над широкой Обью».
С Николаем Михайловичем Кудриным - известным композитором-песенником, Заслуженным работником культуры РСФСР, Заслуженным деятелем искусств России, лауреатом премии мэра Новосибирска «Человек года», «Человеком XX века Новосибирской области». Мы учились два года в Московском государственном институте культуры. Впоследствии наш хор исполнял его произведения: «Баллада о неизвестном солдате», «Хлеб всему голова». Одна из самых популярных в народе его песня «Перепёлка». Я был хорошо знаком с братьями Заволокиными Геннадием и Александром, талантливыми композиторами и баянистами. Их произведения также исполнялись нашим хором. Это талантливейшие музыканты-композиторы. С Иваном Матвеевичем Гуляевым – директором Новосибирского оркестра русских народных инструментов при Новосибирской государственной филармонии, нас связывало тесное сотрудничество. Он не раз бывал в Колывани, помогал мне в аранжировке некоторых произведений. С его учеником и последователем, народным артистом России Владимиром Поликарповичем Гусевым нас также связывает музыкальное творчество. Сейчас он профессор, главный дирижер и художественный руководитель русского академического оркестра Новосибирской государственной филармонии. Авторитетнейший человек в своей области искусства. В постановках танцев приходилось работать с главным балетмейстером Государственного Сибирского русского народного хора Борисом Николаевичем Бурмакиным. Были знакомства и с другими талантливыми профессионалами, знатоками русского музыкального, поэтического творчества, фольклористами. Общение с ними постоянно помогало в творческом росте. С Владимиром Ивановичем Чирковым, заслуженным деятелем искусств Якутской АССР, талантливым музыкантом и отличным аранжировщиком, художественным руководителем Государственного Сибирского русского народного хора, мы делали несколько постановок в ансамбле, и он в 1970 году сопровождал наш ансамбль в Москву, взяв с собой несколько баянистов. Эта поддержка была как нельзя кстати. И ещё одного великого человека мне хотелось бы назвать, это Андрей Порфирьевич Новиков – народный артист РСФСР, композитор, художественный руководитель Государственного Сибирского русского народного хора. Некоторые его произведения так же исполнялись в нашем коллективе. Скажу больше. В самом начале работы в Колыванском РДК меня, как молодого специалиста, заведующий отделом культуры Колыванского райисполкома Лев Александрович Голышев отправил на десятидневную стажировку в коллектив А.П.Новикова. Скажу так: то, что я там увидел, чему научился, помогло мне стать настоящим хормейстером, и укрепило мою уверенность в правильности выбранного мною пути в искусстве.
- Владимир Иванович, центральный вопрос этого интервью: как вы оказались в Колывани, и почему именно Колывань стала первым местом работы выпускника Новосибирского музыкального училища?
- Отвечу так. Чему быть, того не миновать, как говорится в народе. Я и раньше слышал много хорошего о Колывани. А тут приезжает в училище директор Колыванского ДК Кузьма Семёнович Колодин, шёл 1964 год, ему нужен в клуб руководитель народного хора – молодой, грамотный, желающий работать в селе специалист. Педагоги и руководство училища порекомендовали меня. Дело в том, что я, учась в училище, занимался с оркестром русских народных инструментов в Доме Культуры железнодорожников и выступал с трио известными баянистами города. Составил разговор о будущей работе Кузьма Семёнович и со мной. Он располагал к себе, и я согласился. К тому времени я был человеком семейным, и у нас была небольшая квартира в городе. Я отказался от нее, и мы переехали в райцентр. Такая история. Я никогда не жалел об этом своём шаге. Именно в Колывани я стал тем, кем есть. Я считаю Колывань своей второй родиной. И это не красное словцо.
- Владимир Иванович, с чего пришлось начинать молодому руководителю народного хора?
- С чего? Со знакомства с людьми, с моими будущими хоровиками. На энтузиазме, совершенно бесплатно, кроме клубного хора, я вёл занятия в тубдиспансере, КСШ №2, библиотеке, районной больнице. Зачем, спросите? А чтобы выявить как можно больше любителей песни и отобрать из их числа участников хора для Дома Культуры. По приезду в Колывань я слышал, что было время, когда хоровой коллектив Колывани «гремел» на всю область. Но после смены руководителя хора, а им был – Александр Иванович Шиллер – способнейший специалист – слава коллектива постепенно угасла. И мне предстояло, как понимаете, поднять престиж хорового коллектива на былую высоту, а может быть и достичь чего-то большего. Такие, по крайней мере, были у меня мечтания. Напомню, шёл 1964 год.
- Владимир Иванович, как складывались творческие успехи в районном Доме Куль-туры?
- В Колывани я обнаружил столько талантливых самодеятельных певцов, музыкантов, танцоров, чтецов, что оставалось только объединить их усилия, поставить их уровень исполнения на должную высоту. Долгими упорными репетициями мы постепенно про-двигались к успеху и признанию со стороны и зрителей, и специалистов. И вот принимается решение отправить наш коллектив в Москву. Это было в июле 1968 года. Мы сделали несколько концертов в столице, а какова площадка? Вдумайтесь – ВДНХ, у фонтана Дружбы - три концерта! И всюду москвичи встречали и провожали колыванских артистов громкими аплодисментами. Вернулись мы на родину Победителями, привезли из Москвы памятную медаль Всесоюзной выставки достижения народного хозяйства, дипломы, благодарности, Почётную грамоту Министерства культуры РСФСР. Вот это успех! Мы, конечно, стремились к нему, но то, что получится именно так, не ожидали. По прошествии стольких лет в моей памяти хранятся фамилии многих участников и той по-ездки, и тех, кто по каким-то причинам не был среди них, но были яркими самодеятельными артистами. Александр Волков, Геннадий Золотов, Ольга Начарова, Галина Воронина, супруги Анатолий и Галина Рыжовы, Нина Ельчанинова, Надя Клочкова, супруги Василий и Лидия Беляевы, Любовь Барулина, Валентина Тагильцева, Борис Руднев, Николай Радченко, Владимир Елков. Разве можно забыть активистов коллектива Сергея Агафонова, Галину Джунус, брата и сестру – Владимира и Галину Бубеновых, Лиду Резванову, Тамару Мануйлову, Юрия Гриева, Сергея Горохова, Владимира Старикова, Галину Шинко, Валентину Князеву, Надежду Дьячкову, Зою Полухину, Людмилу Радченко, Анну Лаврентьеву, Юрия Васильева, Владимира Бабышева, Петра Самарова, Петра Ушакова, Володю Петрова, Александру Сухорукову, Людмилу Чумаченко, Людмилу Бойченко, Любу Баштанову, Лиду Анякину, Валю Князеву, Любу Лебедеву, Александра и Евгения Черкасовых, Бориса Радченко, Галину Паршину, Лену Чернову.
- Владимир Иванович, звёздный успех хора ДК повторился и с ансамблем песни и танца «Юность» Колыванского сельскохозяйственного техникума. Я, как участник этого коллектива, хорошо помню, с каким воодушевлением, грамотно и целеустремлённо отрабатывались номера, шла работа с каждым из нас. Душой ансамбля были, конечно, Вы, а вот отцом и наставником был директор техникума – Филипп Афанасьевич Титарёв.
- Филипп Афанасьевич пригласил меня на работу осенью 1968 года. Он, кстати сказать, и дал название коллективу «Юность». Стремление достичь высокого исполнительского мастерства у будущих агрономов и бухгалтеров было настолько велико, а поддержка со стороны Ф.А.Титарёва была настолько основательна, что результаты не заставили себя долго ждать. Наш коллектив участвовал в нескольких конкурсах. Особенно успех нам принёс конкурс среди сельскохозяйственных техникумов Сибири, посвящённый 100-летию со дня рождения В.И.Ленина. В Томске на зональном смотре мы заняли первое место, а в марте 1970 наш коллектив уже выступал в Останкино, на центральном телевидении. Дали ещё несколько концертов, в том числе в Яхромском (близ Москвы) совхозе-техникуме. Успех был просто ошеломляющим. Более ста участников во главе с директором техникума участвовали в этой поездке. Концерты и запись на центральном телевидении, а затем показ этого концерта по телевидению на всю страну дали нашим артистам огромный творческий импульс. Среди участников ансамбля не могу не отметить: Ваню Промского, Виктора Вереникина, Алексея Койнова, Александра Бородина, Толю Тарасенко, Люду Кулешову, Николая Сидоренко, Анатолия Подалюкова, Алексея Сарапулова, Людмилу Краморенко, Таню Железняк, Григория Агеенко, Валю Горкавенко, Татьяну Дорохину, Володю Тимченко, Алексея Шаянова, Надежду Морокову, Любу Барулину, Валю Тагильцеву, Валю Шалимову, Катю Вайлерт, Таню Лаптеву, Галю Путилину, Таню Тинько, Любу Трубенкову, Владимира Пиканина, Василия Новикова, Гришу Скитович, Ивана Клевцова, Татьяну Пигареву, Галю Прохорову...
Филиппу Афанасьевичу мечталось о таком коллективе самодеятельных артистов, и мы его создали. Ансамбль получил почётное звание «народного». Он стал широко известен, нас приглашали на разные творческие площадки. Наши концерты всегда воспринимались публикой на «ура!». Были и другие поездки: в село Шушенское Красноярского края, Ульяновск, по Новосибирской области и, конечно, Колыванскому району. В техникуме, сейчас, правда, он называется по-другому - колледжем, его директор – Сергей Алексеевич Навозов, поддерживает традиции ансамбля, заложенные в 60-е годы. Мне это слышать приятно. Студенты по-прежнему поют, танцуют и играют - и это замечательно!
- Владимир Иванович, когда едешь на автобусе в Ваше село Байкал, вокруг такая красота, да и само село чистое, палисадники все в цветах. Расскажите, как Вы оказались в этом чудном месте Болотнинского района?
- С началом перестройки и рыночных отношений работники искусства как-то не очень стали востребованы. Все бросились торговать, о культуре думали меньше всего. Эта волна, которая сопровождалась потерей работы, коснулась и меня. К тому же, мой семейный корабль и раньше испытывал трудности, а в тех условиях, просто развалился. Я устроился рабочим на завод, и по совету своего приятеля, окончил курсы пчеловодов при сельхозинституте. Когда моё начальство узнало об этом, предложило поехать в подсобное хозяйство – село Байкал, где у них была пасека. Я, собственно, и не колебался, сразу согласился. Вот так я оказался в Болотнинском районе, где работал и живу. Кстати, а пчёл держу до сих пор. Пчёлы для меня своеобразный оркестр, создающий симфонию живых звуков, а дом, где я сейчас живу, мне кажется лучшим в мире.
- Владимир Иванович, что помогает Вам, не смотря на возраст, сохранять работоспособность и желание жить? Вы рады, довольны своей жизнью?
- Во-первых, Вера в Бога. Как человек православный, я бываю в церкви, прошу Гос-пода дать мне силы и благодарю Его за все мои радости и огорчения. Я доволен, что живу на этой земле и удовлетворен тем, что имею. Иногда возникают мысли: “Эх, надо бы было не так…”. Но сами видите – восемьдесят лет и я вполне самостоятельный человек, по хозяйству всё делаю сам. Сад, огород, пасека, трактор, дом мы с женой обслуживаем сами, а ведь общая площадь 53 сотки – полгектара. С женой мне просто повезло – Людмила Николаевна - моя муза, моё вдохновение и этим всё сказано. Живём в браке с 2011 года. Байкал – прекрасное село, недалеко от райцентра. Я постоянно занят, востребован людьми и это тоже очень важно. Ходьба на свежем воздухе, гантели, эспандер, велотренажёр – дополняют мою физическую нагрузку. В Болотнинском районе меня хорошо знают, и здесь отдано искусству немало моих сил. Есть результаты, есть ученики и есть кое-какие задумки на будущее. Мне часто звонят и передают приветы те, с кем я когда-то работал, кого научил игре на музыкальных инструментах. Недавно у меня был в гостях мой ученик по городской школе №140 Вадик Шелепов. Сейчас он один из ведущих исполнителей в русском академическом оркестре Новосибирской государственной филармонии, и уже не Вадик, а Вадим Валерьевич - преподаватель Новосибирского областного колледжа культуры и музыкального колледжа. Такие встречи подпитывают меня. Заставляют шевелиться, держать творческую форму. Так что ещё поживём.
- Владимир Иванович, для сотен колыванцев Вы прекрасный педагог, замечательный хормейстер, виртуозный баянист и знаток русских народных музыкальных инструментов. А те, кто был в составе ансамбля сельхозтехникума, развезли своё уважение и любовь к Вам по всей Новосибирской области и России. И все-таки можете назвать в Колывани тех, кто был и остаётся для Вас близкими и по духу и по профессии.
- Конечно же, могу, это семьи Мальцева Я.Г., Кашлакова М.Г., Козлова А.Г., Карла-гина В.А., Корман Я.Я., Ерфилова А.В.. Долгие годы с ансамблем работали Плисецкий В.Г., Денисов В.Ф., которые держали соответствующую планку профессионализма художественного руководителя. Много неприметной «черновой» работы выполняли мои помощники по оркестру Сергей Смирнов и Татьяна Милюкова…
Хочу заранее извиниться перед теми, кого не указал в нашем разговоре, сами пони-маете: что-то стёрлось, что-то забылось… Простите великодушно.
К своему 80-летию Владимир Иванович подошёл с хорошими творческими достижениями. Его труд заслуженно отмечен многими наградами. Почётные грамоты, Дипломы самого высокого уровня, медаль «За доблестный труд в ознаменование 100-летия со дня рождения В.И.Ленина», областные медали Новосибирской области в честь 75 и 80-летия…. А главное, у него есть уважение сотен и тысяч его учеников и земляков по всей нашей области и России. Владимир Иванович, более ста лет назад, великий русский поэт Николай Александрович Некрасов написал такие строчки, которые в самый раз подходят к прожитой Вами жизни с авансом на дальнейшие достижения:
«Будь гражданин!
Служа искусству,
Для блага ближнего живи.»
С днём рождения, с юбилеем! Здоровья, счастья и дальнейших творческих успехов! Низкий поклон Вам и огромный привет из Колывани!
Анатолий Савельев
участник ансамбля песни и танца Колыванского сель-скохозяйственного техникума «Юность» 1968-71 годов, житель р.п. Колывань
Колывань – село Байкал Болотнинского района
ноябрь 2017 года