«Сказ о деревенском мастере»
«Творить – значит отыскать родник в своей душе
И пить из него с наслаждением»
В.Шамов
Иншаков Алексей Алексеевич родился в селе Малая Черемшанка Колыванского района Новосибирской области 21 февраля 1960 года. Отец Иншаков Алексей Васильевич работал бригадиром полеводства во Вьюнском совхозе. Мама Александра Фёдоровна работала разнорабочим. В семье было четверо детей. В 1967 году пошёл в Мало-Черемшанскую восьмилетнюю школу. После её окончания учился во Вьюнской средней школе. В 1978 году был призван на действительную службу в ряды вооружённых сил советской армии. Службу проходил в Польской народной республике, ограниченный контингент северной группы войск в вертолётном полку 25-ой, трижды краснознамённой Одесской военно-воздушной армии, в звании сержанта. Участвовал в советско-польских учениях Щит-80. Награждён знаком отличник военно-воздушных сил, отличник боевой и политической подготовки. Демобилизовался в 1980 году. В этом же году поступил в Колыванский сельскохозяйственный техникум на отделение агрономии. В 1982 году женился. В 1983 году окончил техникум и стал работать во Вьюнском совхозе агрономом по 1992 год. Потом работал учителем труда в Мало-Черемшанской восьмилетней школе. С 2008 года работал в Колыванском доме детского творчества мастером дополнительного производственного обучения «Декоративно – прикладное искусство резьба по дереву». Уволился по состоянию здоровья.
Иншаков Алексей Алексеевич пользуется уважением земляков и любовью в семье. У него две прекрасные дочери, которым он помог получить высшее образование, растёт внук и две внучки.
Искусство резьбы по дереву раскрывает в человеке личность.
Личность человека творца.
Дерево раскрывает свою душу только тому, кто любит его
и видит в нем душу родной природы, родного края.
Дерево даёт возможность не только быть мастером резьбы,
но и поэтом, черпая вдохновение от общения с природой.
Дерево черпает своими корнями, уходя вглубь земли матушки,
щедроту и силу, чтобы во всём своём великолепии возвышаться и дарить людям радость.
Уходя своим стволом к солнцу, получает от него энергию и тепло.
Человек общаясь с древесиной, понимает и чувствует эту теплоту
и энергию, потому что он общается не просто с материалом, а с
живой душой дерева, с самой природой, которая одарит его всем
своим великолепием и щедротой от полученного им результата.
На это мастер должен себя настроить и верить в свои силы, всегда
учиться и экспериментировать.
Только любящий человек и общающийся с природой Родного края
может достичь высоких результатов в своём труде -резьба по дереву -
и стать мастером.
Руководитель объединения Иншаков А.А.
Алексей Алексеевич всегда делится своим мастерством, ведь каждому мастеру есть что рассказать:
Изделия из древесины – вторая жизнь дерева.
Художественные возможности дерева неисчерпаемы. Резчик с успехом может использовать для изготовления предметов прикладного искусства и сам ствол, и кап-наросты, и наплыв-сувель.
Какую же древесину лучше всего использовать? Особенно красивы изделия из сибирского кедра, берёзы, тополя, берёзового стволового капа.
Изделия из кедра необыкновенно красивы и, что немало важно при обработке, пластичны, легко поддаются обработке – то есть обладают теми качествами, которые особенно ценны при работе в детских кружках творчества. На срезе просматриваются годичные кольца. Создаётся впечатление, будто лучи солнца пронзили древесину кедра, да так и застыли в нем навечно. Волокна при рассмотрении с разных точек переливаются, словно создают иллюзию внутреннего свечения.
В качестве примера расскажу о работе, опишу технику изготовления скульптурной работы «Иван-царевич и Василиса Прекрасная ».
Работа над скульптурной композицией. Во первых нужно нарисовать композицию, наложить её на дерево, из которого будет делаться будущая работа. Берётся заготовка из выбранного для работы дерева, определяется визуально влажность, тщательно осматривается, чтобы не было трещин, сучков, прелости и толщину заготовки, чтобы она соответствовала для объёма скульптурной работы. Выбранную заготовку для нужной работы, обрабатывают. Приходится много раз наносить карандашом основные контуры будущей скульптуры. Затем постепенно с обеих сторон нужно срезать стружки сначала крупными, а затем мелкими стамесками, осторожно, равномерно обрабатывая заготовку со всех сторон до тех пор, пока рисунок и желаемое изображение не сольются воедино.
Очень важно учесть, что голову, глаза вырезают в последнюю очередь, когда прорисовывается вся фигура. Но на едва обозначенном месте расположения головы сразу карандашом наносятся глаза, уши, нос, губы. Эта технологическая точность позволяет в процессе работы постоянно видеть скульптуру в целом.
Работая с кедром, нужно учитывать направление волокон, их расположение, хрупкость. Поэтому во время стружки нужно следить за тем, чтобы не получилось нежелательных сколов. Необходимо терпение, умноженное на труд.
Результатов сразу не видно, но день ото дня всё четче вырисовываются контуры изделия. Глаза, губы, зубы, уши на скульптуре вырезают специальными стамесками «штихелями». Можно изготовить самостоятельно стамески на своё усмотрение из надфилей - на электрическом точиле. Не нужные места можно выпиливать при помощи ручной пилки или высверливать, предварительно на сверле нанести метку для глубины сверления. Метка наносится на сверло не для сквозного сверления, а для определенного углубления.
Когда работа подходит к концу, приступают к голове животного, седоков,
Бабы Яги.
Вновь рассматривается скульптура со всех сторон, вносятся окончательные поправки с учётом позы животного, седок, выбирая поворот головы. На завершающем этапе работы над головой лошади, седоков, бабы яги, вооружившись моноклем, с ювелирной точностью вырезаем мелкие детали, лицо, орнаменты на одежде.
Обработанная режущим инструментом поверхность сохраняет некоторую шероховатость, поэтому требуется отшлифовать изделие. Шлифуют обычно шкурками трёх видов: крупной на материале, мелкой и бархатной на бумаге. При этом нужно не изменять геометрию созданного контура изделия, а только сглаживать и смягчать, особенно края обозначенных форм.
Во время шлифовки обнаруживаются некоторые огрехи, сделанные резцом. Их убирают стамеской, затем снова шлифуют изделия.
После шлифования желательно покрыть все изделия тончайшим слоем лака, просушить. Изделие готово.
Работы мастера
«Иван-царевич и Василиса Прекрасная»
ОТЧИЙ КРАЙ
Деревня спит, окутана туманом.
Спят луга.
Спят хлебные поля.
Лишь месяц воровливо из - за облака выходит.
И лунным светом озаряет,
Сердцу милые края.
Спит речка, лунным серебром одета.
И звёзды отражаются в воде.
Спит у берега белая берёза,
Косы веток в воду опустив.
Как девчонка в белом сарафане,
Утром по воду пришла.
Одиноко вскрикнет цапля на болоте.
Запоёт петух: «Светает, пора!»
Проворчит на небе гром небесный,
На землю дождинок капли уронив.
Солнца луч пробьётся из-за тучи.
Наступает утро.
С добрым утром, Отчий край.
Защебетали птицы радостные трели,
Заблестели травы, словно россыпь хрусталя.
И Отчий край предстал во всей своей красе.
2011г. Иншаков А.А.
Осень.
Что-то сегодня не спится.
Ветер листья срывает с берёз.
Осень на землю ложится,
Засыпая дорогу листвой.
Ветер в кронах деревьев играет,
Обнимая нежный берёзы стан.
Мне сегодня долго не спится.
Месяц в окошко глядит
Его золоченые грани
Золотыми лучами горят.
А вокруг его звёзды
Водят свой хоровод.
Медведица медленно ходит,
Рыбы танцуют в кругу.
Мне сегодня долго не спится.
Над лесом багровая всходит заря.
Выйду я полюбуюсь восходом,
Послушаю трель глухаря.
2011г. Иншаков А.А.
Панорама «Взятие Берлина»
«Весна 1945 года»
Сибирякам
Взрыв прогремел
И от разрыва вздрогнула земля.
Взметнулась в небо красная ракета
Оставляя шлейф на небе за собой.
Политрук отдал последние приказы,
В тетрадку что- то записал
И положил в планшет.
Скомандовал: «Вперед!»
В небе догорала ракета
В атаку пехота пошла.
Он шагнул из траншеи,
Чуть пригнувшись к земле.
Весной сорок пятого года,
В полях расцветали цветы.
Он шагнул из траншеи
На встречу свинцовой пурге.
Ему было немного лет двадцать всего.
Сердце вздрогнуло больно
И затихло в груди.
Он шагнул из траншеи,
Он в вечность шагнул.
Он тихо склонился.
Грудью прижался к земле.
Весной сорок пятого года,
В полях расцветали цветы,
Мама заплакала горько,
Сердце заныло в груди.
Она не дождется сына
С этой страшной войны.
Иншаков А.А.
ПРИСОЕДИНЕНИЕ СИБИРИ ЕРМАКОМ
Вода на Иртыше вскипает.
И струги с казаками Ермака спешат к утесу,
Где Кучум пирует во славе ХАНА
Меч обнажил Ермак:
- Умрём браты, иль покорим Сибирь!
Бой завязался, меркло небо
И солнце за сибирский кедр зашло.
Кучум метался словно зверь, но было тщетно.
Казачья вольница взяла.
Кучум повержен.
Войско хана бежало с поля брани.
В степь ушло.
Ермак с победою казачьих атаманов поздравляет.
Гонца в Москву, царю Ивану, отправляет.
Сибирь богатая страна.
Шумят леса, и колосится нива.
И сотни лет прошло с тех пор,
Но помнят Ермака потомки
И подвиг их останется на века в сердцах людей.
И песни сложат, и сказанья,
О вольнице казачьей, о вольных казаках.
Живи, Сибирь! И радуй нас.
Своею красотой и щедростью полей и рек великих.
Иншаков А.А.
Александр Невский
Струится золотом восход.
Золотые купола туманным утром светят
Храм Александра Невского стоит
Во всей красе над Колыванью.
Он Величавый, словно князь
Не дав Святую Русь Орде татар на разоренье
Он отдал жизнь свою за Русь.
И стал святым, являя чудо Божье.
Веру в жизнь он людям дал.
Растить детей и жить не в рабстве.
Он помнит всё.
Как он рождался, как с глав его срывали купола
И звонница летела наземь.
Поруган был, как княжа святый,
Но не Ордою Хана, а русскими такими, же, как он
Промчались годы, неверья бури улеглись.
И словно птица феникс, Храм встал из пепла.
Он также Величавый, стройный, словно княжа святый,
Не давший Русь на разоренье.
Живи в веках Святое русское творенье.
Храни тебя Господь.
А ты храни людей под сенью куполов своих,
Чьи помыслы чисты и о заблудших не забудь.
Страдающим всем веру дай.
Чтоб всем нам жить в любви и вере.
Во славу Божью.
Иншаков А.А.
Композиция «Крестьянская изба. Чаепитие»
Печка жестянка, образа на стене
Лампа лампадка горит в уголке.
Внучка Катюшка играет с котом.
Дедушка с бабушкой сидят за столом.
Тихие речи ведут старики,
О жизни прошедшей, что ждет впереди.
Самовар на столе солнцем горит,
Жаром пыхтит, словно что-то сказать им хотит,
Вкусным чаем их напоит.
Волосы им побелила осень седая.
Осанка их стала не та,
Но не стареет душа.
Иншаков А.А.
Материал подготовила Иншакова Валентина Николаевна
Сентябрь, 2017 года
После продолжительной болезни Алексей Алексеевич умер 4 октября 2017 года