http://buki-v-ruki.livejournal.com/tag/%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82%D0%B0%D0%BB%20infomania.ru
История Колыванского района в лицах

р.п. Колывань

д.Амба

с.Боярка

д.Воробьёво

с.Вьюны

д.Изовка

д.Казанка

с.Кандаурово

с.Королёвка

с.Лаптевка

д.Малая Черемшанка

д.Мальчиха

д.Малый Оёш

с.Новотроицк

с.Новотырышкино

с.Пихтовка

с.Пономарёвка

д.Пристань - Почта

пос.Северный

с.Сидоровка

с.Скала

с.Соколово

д.Таловка

д.Тропино

д.Чаус

д.Южино

д.Юрт-Акбалык

д.Юрт-Ора


Истратенко Акулина Васильевна
Истратенко Акулина Васильевна

«Моя белорусская сибирская прабабушка»


Моя прабабушка Истратенко, в девичестве Войтенкова, Акулина Васильевна уроженка Белоруссии, Могилёвской области, Быховского района, посёлка Никоновичи. Родилась в семье крестьян Лукерьи Борисовны и Василия Андросовича 6 апреля 1912 года. Прабабушка вспоминает о своём детстве: "Трудно жили, бедно. Нас у отца было восемь детей. Мал - мала меньше пять сестёр и три брата: Акулина, Татьяна, Елена, Ефросинья, Ольга, Александр, Фёдор и Тит. Надел земельный был небольшой, да и хозяйство: лошадёнка, коровёнка, куры да свинья. Ни мяса, ни хлеба вдоволь не видали..." Детей воспитывали трудом, всех заставляли работать. Братья помогали отцу в поле: пахали, сеяли, убирали хлеб, косили сено. Сёстры помогали матери с хозяйством: доили корову, садили, убирали огород, пряли, ткали, старшие дети нянчили младших. "Много тягот выпало на мои плечи, продолжает вспоминать бабушка, - я из детей самая старшая. Учиться в школе мне не разрешил отец, надо было нянчить детей и помогать матери по хозяйству. Дети слушались родителей бесприкословно. Слово отца было законом для всех. Все были обуты в лапти. Лапти плёл отец сам для всей семьи. У каждого было по две пары лаптей: одну пару обували каждый день, а другую только по праздникам или когда ходили в церковь. Одеты были все в рубахи, сшитые из самотканного льняного полотна. Рубахи шили мужские и женские. У мужчин штаны были сшиты из такого же полотна. Праздничные рубахи украшали вышивкой, так же как и рушники. Летом мужчины носили на голове соломенные шляпы, женщины - платки. Верхняя одежда была шерстяная, пиджаки из овечьей шерсти-свита. Женщины носили кофты и юбки. Летом все ходили босиком.

Дом отец построил пятистенок, рубленый из сосны. Крышу закрыли соломой, дом без фундамента, заваливали завалинки, пол был деревянный, в доме русская печь. Варили похлёбку с капустой, с крупами, со щавелем, со свёклой, с сушёными грибами. Свёклу с осени мочили (квасили) в кадки: резали, заливали водой, опускали в погреб. Хлеб пекли сами. Белорусы очень любят блюда из картошки. Еда белорусская простая, но калорийная, мужчины очень много и тяжело работали, их надо было сытно кормить. Посудой пользовались глиняной (горшки) и деревянной (ложки, миски, долблёные вёдра, кадки с обручами). Постельное бельё из холста, матрасы набивали соломой, подушки и одеяла куриным пером. Кровати, стол, лавки были деревянными. В огороде сажали овощи. Выращивали капусту, бульбу (картошку), цибулю (лук), бурак (свёклу), морковь. В поле сеяли гречку, просо, овёс, ячмень, рожь, немного пшеницы. Хлеба досыта не ели даже ржаного, а пшеничный хлеб кушали только на Пасху. Урожай картошки был не важным, в Белоруссии песчаные земли, надо было назмить огород (удобрять навозом). Сено косили на болотах, траву вытаскивали и сушили на гривах, сухую старались вывезти, потому что могли украсть.

Праздники у белорусов такие же, как у русских: Рождество, Крещение, Пасха. На Рождество - колядовали, вся молодёжь. Выворачивали тулупчики на левую сторону, на голову козьи рога приделывали и ходили по домам: пели песни, рассыпали крупы для хозяев, чтоб у них хороший урожай осенью был. На Пасху красили яйца луковой шелухой, пекли пироги, булочки, куличи из белой муки (пшеничной), богу молились и дома и в церкви. В церковь ходили в чистой, праздничной одежде и новых лаптях. Замуж я вышла рано, в 18 лет. Женихаться особо было некогда. Работали много от зари и до темна. Посидим с Александром (Истратенко Александр Степанович - мой прадед) на завалинке, да и по домам. Сколько ведь женихов то было у меня... Хорошие парни, да все бедные.

Замуж пошла за Александра, у моего отца ведь поля было мало (небольшой земельный надел), а у свёкра поля было много и скотины в три раза больше, чем у нас. Дом у свёкра был намного больше нашего, а детей меньше, шестеро: четыре дочки и Александр. Не по любви я вышла замуж. Венчались в церкви. У меня было розовое платье, новые ботинки. В тот день венчались семь пар, в посёлке говорили, что я была самой красивой невестой. В церковь приехали на лошадях, запряжённых в телегу, дугу украсили бумажными цветами. На свадьбе много не пили, особо нечего было, зато много веселились, пели и плясали. Первый день свадьбу играли у жениха, а второй день у моего отца. После свадьбы я переехала жить в дом свёкра. Много приходилось работать. Ключи от всех сараев и амбаров были у свекрови. Я и пять её дочерей по очереди выполняли работу в огороде, со скотиной, на кухне и по дому, помогали мужчинам в поле, каждая работала на своём участке неделю, потом менялись обязанностями. Дети рождались и умирали через одного. Всего родилось семеро, выжило только четверо: старший сын Иван, средний Михаил, дочь Софья, младший Леонид (мой дед), он родился в Сибири в 1949 году. Имена детям давал местный церковный батюшка. Единолично вести хозяйство было тяжело. Детей таскали с собой на работу в поле. К зыбке (люльке), в которой качался ребёнок, приделывали ручки как у рюкзака, чтобы можно было её одеть на плечи. На полях мужики делали для зыбок дужки. Пока сеяли или убирали урожай, дитя находилось в поле вместе с нами. Если было жарко или дождь, зыбку чем-нибудь прикрывали. Свёкр со свекровью меня любили, никогда не обижали, я ведь работящая была.

До 30-х годов бедняки нанимались в работники к помещикам. Работали в поле, по хозяйству за зерно, продукты, одежду. Денег помещики им не платили. Был у нас один помещик, не помню имя и фамилию его, он имел сад, огород, поле и лес. В лесу был сделан шлагбаум. Это был вход, чтоб войти в лес по грибы и по ягоды, нужно было взять квиток у помещика, заплатив при этом или отработать за грибы и ягоды у него в поле. Лес объезжал на коне его старший сын, кто проникал в лес мимо шлагбаума, того ловили и секли (наказывали розгами) - это считалось воровством. Была у нас в деревне одна женщина, которая воровала постоянно. Брала всё, что плохо лежит: кадки, кринки, грабли. Собрались всей деревней, поймали её, целый день водили по посёлку и били розгами, вечером отпустили, ночью она утопилась. Такое было наказание за воровство.

В 30-х годах началась коллективизация. Всех гнали в колхоз, кто не хотел добровольно загоняли силой. Был грабёж средь бела дня: вытрясали последнее зерно, забирали последнюю скотину, раскулачивали всех подряд, у кого было что взять. У богатых помещиков были большие земельные наделы, по 5-6 лошадей, 5 коров. Кто беднее, те имели 1 корову и лошадь, у них забирали последнее. Люди идти в колхоз не хотели. У отца и у свёкра забрали лошадей, всех коров, свиней. Согнали скот со всей деревни в общий загон, не поили, не кормили, было холодно и скотина начала дохнуть. Забирали последнее. Кушать, сеять было нечего. В Белоруссии начинался голод. Кулаков никуда не высылали, их сажали в тюрьмы на 15 суток за то, что они не хотели идти в колхозы. Кулаки были недовольны коллективизацией. Начались кулацкие вылазки, не далеко польская граница, наши кулаки вместе с польскими панами душили советскую власть. Отец мой стал председателем сельсовета. Его тоже чуть не убили, выскочила мать, вывела всех детей, ползала перед кулацкой бандой, очень сильно плакала и просила отца не убивать, его оставили в живых. Вот дурные люди были, что не шли в колхоз! Единолично хозяйство вести тяжелее, а в колхозе сообща легче. Меньше работать надо было, хлеба у людей вдоволь стало. Советская власть хорошая, всех накормить хотела, грамоте выучить. Одна я неграмотной осталась.

В Сибирь мы поехали в 1939 году, по вербовке, жить и работать. В этот год в Белоруссии была засуха и голод. В Белоруссии сдали властям корову, свинью, лошадь, свой дом. Когда приехали в Сибирь получили домик, корову, лошадь и свинью. Отношения с местными жителями складывались хорошие, они нас не обижали, с некоторыми мы дружбу завели, вместе работали в колхозе. В Сибири хорошо, земля урожайная, хлеба родится много, а картошки ещё больше, травы много, а значит и сена скотине много можно накосить, можно было трёх коров прокормить, а не одну. Прижились мы в Сибири, троих детей привезли из Белоруссии, а четвёртый уже коренной сибиряк. Вскоре началась война, мужа забрали на фронт, я осталась с тремя детьми, четвёртый родился после войны. В колхозе и дома без мужа начался каторжный труд. Вся тяжёлая мужская работа легла на плечи старшего сына Ивана. Мы вместе с ним готовили дрова, косили сено, копали картошку. В войну у меня было 2 коровы, 3 свиньи, овцы, куры. Выкопала землянку, так как муж не успел построить баню, слепила там печь с котлом, эта землянка служила нам баней. Голод был в деревне, вши заедали, дети умирали. Мои дети хоть хлеба не ели вдоволь, зато была сметана, молоко, творог, мясо и картошка. Днём работала на колхоз, ночью на себя, спать было некогда. Картошки с детьми сажала 30 соток, копала вечерами и в лунные ночи, почти на ощупь. Копала, таскала в кучи, чтоб обсушить её. На этой же куче с картошкой прикорну (посплю) минут 40 и дальше копать, а в 6 утра на работу в колхоз. Мои дети не голодали и вшивые не ходили. Я ещё и соседских ребятишек подкармливала.

Сено тоже косила поздно вечером и в лунные ночи, как раз возле кладбища... Кошу, а сама боюсь, страшно! Тогда начинаю петь во всё горло! Огород пахали с соседкой на коровах. Запрягали её корову и мою. Поросяток городским продам, материи куплю, всех детей ночами обошью (одежду сошью). В колхозе работали все дружно и русские и украинцы и белорусы. Все ждали конца войны, мужей и сыновей своих с фронта. Муж мой, Александр Степанович пришёл с фронта в 1945 году, удивился тому, как смогла я прокормить столько скотины и сохранить всех детей. У многих в деревне дела обстояли хуже, пал скот. Но это от того, что не хотели угробляться (надрываться) работой. Муж вернулся домой, мне стало намного легче. Радовалась, что пришёл с фронта жив и здоров. Много было похоронок и вдов солдатских. Оставшиеся мужчины впряглись в колхозную работу. Тяжело было жить после войны, но всё - таки была победа. После победы муж, возвращаясь домой в Сибирь, заезжал в Белоруссию, к своим, с собой привёз мою младшую сестру Ефросинью. Фруза так и осталась жить с нами в Сибири, вышла замуж за Головкова Василия Андреевича и родила троих детей: Анатолия, Валентину и Владимира. Мама моя Лукерья Борисовна и брат Фёдор приезжали в гости к нам не раз, но переехать жить в Сибирь так и не решились. Младшая сестра моя Елена прожила с семьёй всю жизнь в Ленинграде, в войну пережила блокаду, осталась жива. Ольга и Татьяна остались в Белоруссии. Братьев Александра и Тита убили в войну немцы. Александр погиб на фронте, а совсем молоденький Тит - в партизанах. После войны приехал к нам в гости племянник мужа (сын сестры Насты) Авсеенко Владимир Андреевич, да так и остался с нами в Сибири. Так и стали мы сибирскими белорусами, полюбилась нам Сибирь.»

Всю жизнь моя прабабушка работала не покладая рук. И не зря её в нашей деревне Новотырышкино называют вечной труженицей. Достойно они вместе с мужем воспитали четверых детей, внуков и со мной с правнуком своим успела бабуля поводиться. Всего у моей прабабушки 8 внуков и 14 правнуков. В свои 92 года, пока она была жива, помнила всех по именам. Прадедушка умер до того, как я родился, а вот бабушку старенькую, так правнуки её называли, я помню хорошо. Очень любил я в детстве её сказки, колыбельные, потешки да прибаутки. Всем нам она с детства прививала аккуратность, любовь к труду и людям. Я запомнил её добрые глаза, мозолистые, огрубевшие от работы руки останутся самыми ласковыми для меня, горб за плечами от непосильной работы - пример того, что человека ничто не может сломать в этой жизни. Вот это и есть белорусский менталитет плюс сибирский характер! Хочу, чтобы потомки нашего рода Истратенко всегда помнили своих замечательных предков! Нам есть на кого равняться и с кого брать пример! Наша белорусская сибирская прабабушка прожила достойно свою жизнь. Светлая память вечной труженице...
Кулешов Никита
август 2016 г.
На портале ВикиСибириада можно прочесть статью про Истратенко Акулину Васильевну

дата записи: 2017-07-25

Наши контакты:
Новосибирская область,
633160, Колыванский район,
р.п. Колывань,
ул. Советская, 40

Сайт центральной библиотеки:
http://www.libklv.ru/

Тел.: (383-52)52-659

Тел., Факс: (383-52)54-102

e-mail: kolyvan_bib@sibmail.ru

Работы принимаются по электронной почте - lili161976@gmail.com

ЦБС : ЦБ, ДБ и 19 сельских библиотек


eye

Поиск

Счётчик посещений


Besucherzahler Find the Russian Woman of your dreams
счетчик посещений
© Новосибирская областная юношеская библиотека 2006-2018
Яндекс.Метрика