«Не стоит село без праведника»
очерк
Часто в детях мы хотим воплотить свои нереализованные мечты.В детстве я почему-то очень хотела учиться в музыкальной школе, но жила в глубинке, в глухом селе. В округе километров на пятьдесят никаких музыкальных школ не было.
В то время не было на радио засилья эстрады, часто звучали арии из опер и оперетт. Я запоминала их и старалась именно арии петь, поливая огурцы у себя на огороде, если к соседям приезжали гости из города. А вдруг среди них окажется ценитель моего таланта.
Почему-то дальше сладостной картины, как я играю на фортепиано в музыкальной школе, я ничего не воображала. Именно музыкальная школа была пределом моих мечтаний.
Живя в селе, часто с грустью думала о том, что и дети мои никогда не смогут закончить музыкальную школу.И вот однажды, равнодушно читая на магазине объявления о покупке-продаже, я наткнулась на такое: «Открывается филиал музыкальной школы... Преподаватель Финк Андрей Иванович».
Надо ли говорить, с какой решимостью я повела записывать в школу младшую дочь.
Так произошло мое знакомство с Андреем Ивановичем. С первой же встречи он произвел на меня впечатление незаурядного человека, настоящего интеллигента.
Эти пять лет, когда моя дочь училась в музыкальной школе, наверное, стали самыми интересными, самыми содержательными, а может, и самыми счастливыми в моей жизни. Дом был наполнен музыкой. Мне было интересно угадывать автора произведения, находить интересный материал о композиторах, читать, а потом в доступной форме пересказывать дочери.Ухо привыкало к классике. Классическая музыка уже не стала казаться какофонией звуков, а рождала чувства, будила воображение.
Но праздником души стало для меня посещение оперного театра.
«Дети должны слушать музыку в оригинале, - убеждал нас на собраниях Андрей Иванович, - ведь это счастье, что такой прекрасный театр от нас в полусотне километров».
Да, это было счастье. Сбросить рутину сельской обыденной жизни как лягушачью кожу и оказаться в сияющем от огней хрустальных люстр зале, среди нарядной публики. Поездки в оперный стали потребностью. Да, Андрей Иванович был прав, говоря, что по-настоящему оперу поймешь, если прослушаешь ее несколько раз. Эти поездки, а еще родительские собрания, непременно заканчивающиеся концертом учащихся, сплотили нас, родителей. Это был своеобразный клуб для взрослых, душой которого, конечно же, стал Андрей Иванович.
Сейчас во главу угла ставятся меркантильные интересы. С экранов телевизионных убеждают нас, что по причине лености своей все беднеем мы.Хорошо ли, плохо ли учитель проведет урок, ему одинаково мало заплатят. Никто не будет учитывать, сколь тщательно ты готовился, сколько затратил времени, сил душевных. Учитель, если он себя уважает, делает это для себя.
Мне кажется, Андрею Ивановичу нравился сам процесс подготовки. Его любимым предметом была музыкальная литература. Часто, зайдя в библиотеку, я видела, как он брал целую стопку книг на стеллаже в разделе «Музыка». Пользуясь случаем, я иногда спрашивала его о непонятом мною термине или трактовке. Когда он говорил о любимом предмете, глаза его загорались, его воодушевляло уже одно то, что «это кому-нибудь нужно», и объяснял он это с жаром, другого слова не подберу.
Так вот, продолжу мысль, как-то сейчас повелось мерилом успеха считать богатство. Если ты богат, ты чего-то добился, а если нет «почему ты такой бедный, если такой умный». Получается, пусть бедный сначала заработает капитал, и докажет этим свое право на ум.
Сколько я помню, каждую весну и осень Андрей Иванович ходил в голубой болоньевой куртке, а зиму - в полушубке из порядком закатавшегося искусственного меха.В театре, в школе, на концерте наряд его был неизменен: пуловер, связанный умелыми руками жены, тоже преподавательницы музыки, которой приходилось, чтобы хоть немного свести концы с концами, шить на продажу ситцевые халатики.Жили они вчетвером в маленькой двухкомнатной квартире, единственной ценностью в которой были аккордеоны немецких фирм.Вместе с тем, я не видела еще таких добросовестных, таких фанатически преданных делу людей.
Помню, я попросила Андрея Ивановича подобрать музыку к спектаклю по Андерсену. Он не только подобрал чудесную музыку, но и пришел на репетицию, учил детей мелодекламации, движению в такт музыке. Сам, сбросив полушубок, показывал им движения - и все это с необычайным интересом и самоотдачей...
Но, когда его пригласили поиграть на свадьбе за хорошее вознаграждение, он отказался наотрез и был очень раздосадован самим этим предложением.
Что было предметом его гордости, так это его ученики.Однажды на родительском собрании он нам представил свою ученицу - студентку музыкального колледжа. С каким просветленным лицом он слушал мастерскую игру своей ученицы.
Апофеозом его деятельности в Скале стал выпускной концерт. Наши дети были первыми выпускниками нашей музыкальной школы. Куда делись робкие, с трудом растягивающие меха неумехи. Как мила сердцу чопорная старомодность поклонов, гордая осанка музыкантов.
Чудесный концерт. Проникновенные слова родителей. Угловатая благодарность учеников. Цветы. Улыбки. Час счастья, венчающий упорный труд пяти лет.
За это время была создана музыкальная школа, которой отвели прекрасный особняк, со своими традициями, дружным коллективом учащихся и родителей, победы на районных конкурсах. Существовали свои ансамбль баянистов, вокально-инструментальный ансамбль, музыканты имели неизменный успех в сельском клубе.Это был хрустальный замок, в котором жила сама музыка. Но его смогли разбить одним ударом.
В здании музыкальной школы решили сделать АТС. Ни на какое другое здание администрация села согласия не давала. Ничто не помогло: ни наши поездки к районному начальству, ни статьи с защитой школы в районке. Школу лишили здания, переселив в сельский клуб, где была ей выделена одна комната. Детище, на которое было потрачено столько душевных и физических сил, погибало. А тут пришел вызов в Германию. Сборы были недолги.
Из тех первых и последних выпускников Андрея Ивановича (их было пятеро) двое связали свою профессию с музыкой: Ира Смолянинова закончила театральное училище, стала актрисой театра муз. комедии. Учительницей музыки станет Лена Алифанова.
В деревне человек всегда на виду. Особенно, если этот человек - учитель. А если этот учитель живет праведной жизнью, пороки как бы сами обходят его стороной. Такого зовут по имени-отчеству и стар, и млад. Так, несмотря на молодость, звали Андрея Ивановича. Более того, любили им похвастаться, как местной достопримечательностью. Дескать, живем в селе, а наши музыканты райцентровских за пояс заткнули. В театрах чаще городских бывают. Играют, сам на концерте слышал, заслушаешься.
Сейчас Андрей Иванович живет в Германии. Там он работает по специальности - учителем музыки в школе. Там он оказался нужен. Вспоминает ли эти годы, проведенные в Скале? А мы его часто вспоминаем.
Татьяна Михайловна Грунэ
Жительница с. Скала Колыванского района.
май, 2016 г.