О Чернобыльских событиях ликвидаторы....
Уже в самом конце рабочего дня я встретила Надежду Андреевну Бунькову.
- Надежда Андреевна завтра страшный день в истории. И мы, это библиотекарь, председатель Совета Ветеранов, и председатель Совета Депутатов собираемся сказать «спасибо» вашему мужу за то, что он был ликвидатором последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
- Да… - произнесла Надежда Андреевна задумчиво. – Уже тридцать лет… А потом на миг пауза. И за это мгновение у нее перед глазами пронеслись все тридцать лет жизни. Как провожала здорового, молодого мужа неизвестно куда, так как в военкомате ничего не объясняли, а в повестке было написано на учения. Как за два месяца в Чернобыле стал больным человеком. А сколько раз «старуха с косой» пыталась его забрать, и она, хрупкая женщина, буквально вырывала мужа из холодных, костлявых рук смерти.
- Конечно же приходите. – последовал ответ.
Тот страшный, далекий день 26 апреля 1986 года. Весь день 25 апреля все было в рабочем порядке. Шло плановое отключение четвертого реактора на ремонт. Но в 01часов 27 минут 26 апреля произошел взрыв, о котором человечество помнит по сей день. Последствия, которого унесли сотни тысяч жизней, лишили родного дома около миллиона людей, а еще непоправимый урон экологии.
26 апреля мы пришли в дом к Надежде и Александру Буньковым. От присутствующих подарили не большой, скорее символический, подарок, а библиотека подготовила альбом с кратким описанием Чернобыльских событий, с фотографиями и с благодарственными словами в адрес Александра Анатольевича. Разговорились, пока Надежда Андреевна накрывала на стол.
В марте 1987 года Александру пришла повестка из райвоенкомата, призывали на учения. Много не объясняли, только собрали всех и самолетом доставили до Киева, а там на автобусе до небольшого населенного пункта Черемошня. А дальше находилась самая опасная тридцатикилометровая зона вокруг четвертого реактора. Жили в палаточном городке. Александру досталось очищать крышу от остатков топлива, выброшенного взрывом и излучающего невидимую, но несущую смерть, радиацию. В радиационную зону, на работу возили на бронемашине, таким же образом возвращались обратно, в чистую зону. Пересаживались из грязных машин в чистые, чтобы не разносить невидимую отраву. В санпропускниках сбрасывали с себя всю одежду, которую как объясняли, утилизировали, а одевались в новое «безопасное». Каждый, кто работал на ЧАЭС имел при себе дозиметр, который измерял дозу облучения. Находиться там разрешалось очень мало времени. Александр проработав на станции девятнадцать дней набрал 14,950 мл.ренген, стал возить на машине замполита Демкова.
Пробыв ровно два месяца, с 1 апреля по 1 июня 1987 года, на устранении последствий аварии Буньков А.А. вернулся домой.
Дальше уже вспоминает Надежда Андреевна. Приехал домой, а сам весь какой-то непонятного желтого цвета. Вроде бы загар, но какой-то неестественный. Только позже догадалась что это радиация так разукрасила мужа. Из поездки, очень хорошо помню, привез доченьке Леночке двух кукол в украинских национальных костюмах, очень они были яркими и красивыми, да немного конфет.
Вспоминали и другого нашего односельчанина Анферова Владимира Ивановича. Он был в Чернобыле с 26 апреля по 26 октября 1988 года. По прибытию домой сразу начал болеть, болезнь быстро прогрессировала, не поддаваясь лечению. 16 августа 1993 года он ушел из жизни.
Они видели страшные картины: «мертвый» город Припять, «мертвые», пустые деревни, слышали тишину без стука калитки, без пения птиц, тишину, которая, не по душе всем. Воздух чистый, прозрачный, теплый, но что-то мешает вздохнуть полной грудью.
Командой по несколько человек, с ведрами, тряпками, щетками дезактивировали каждый дом. А в самом населенном пункте снимался грунт, убиралось все лишнее, грузилось на машины и вывозилось для уничтожения. Улицы дезактивировались с помощью специально оборудованных машин.
Наши земляки, неся службу непосредственно в местах борьбы с последствиями аварии на ЧАЭС, добросовестно выполняли возложенные на них обязанности, проявляя стойкость и мужество. За умелые, инициативные и решительные действия при выполнении заданий правительство наградило Бунькова Александра Анатольевича орденом «За спасение умирающих», медалью «Участник ликвидации последствий аварии ЧАЭС». Анферова Владимира Ивановича медалью «Участник ликвидации последствий аварии ЧАЭС» и благодарственными письмами от командования.
Уходя мы еще раз сказали огромное СПАСИБО Александру Анатольевичу за то, что себя не жалея, спасали нас.
P.S. Глава Колыванского района В.П. Аверин и председатель Совета депутатов И. М. Вепрева 27 апреля в актовом зале Колыванской центральной библиотеки вручили памятные юбилейные медали "30 лет со дня аварии на Чернобыльской АЭС" героям-ликвидаторам и их вдовам.