Формирование идентичности гражданина России на основе краеведческой работы
Забранская О.В., учитель истории и обществознания, хранитель музея «Живая нить истории», МКОУ «СОШ с.Сосновка», педагог допобразования
В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России отмечается «…образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества, его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны»
С учетом сказанного проблема гражданского образования детей, формирования их гражданской идентичности является очень актуальной.
Что же такое гражданская идентичность?
Гражданская идентичность - осознание принадлежности к сообществу граждан того или иного государства, имеющее для индивида значимый смысл, и основанное на признаке гражданской общности, характеризующем ее как коллективного субъекта. Гражданская идентичность выступает основой группового самосознания, интегрирует население страны и является залогом стабильности государства
Среди факторов формирования гражданской идентичности можно назвать следующие:
- общее историческое прошлое
- общий язык, являющийся средством коммуникации;
-общая культура;
-переживание данным сообществом совместных эмоциональных состояний, связанных с реальными ситуациями в стране.
Формирование гражданской идентичности предполагает формирование следующих структурных компонентов:
- когнитивный (познавательный) – знание о принадлежности к данной социальной общности;
- эмоционально-оценочный – принятие или непринятие своей принадлежности
-ценностно-ориентировочный – позитивное или негативное отношение к принадлежности
-деятельностный – гражданская активность
Формирование гражданской идентичности учащихся в школе включает в себя три ступени.
На первой ступени (начальное образование) закладываются основные моральные ценности, нормы человеческого поведения.
Вторая ступень (основная школа) формирует систему ценностей и установок человеческого поведения; подростки приобретают знания и умения для будущей самостоятельной жизни в обществе.
На третьей ступени (полная средняя школа) углубляются, расширяются знания о процессах, происходящих в различных сферах общества, о правах людей, определяется гражданская позиция человека, его социально-политические ориентации.
В настоящее время уже накоплен определенный опыт по формированию гражданской идентичности. К наиболее распространенным технологиям можно отнести:
- коммуникативные ;
- игровые ;
- социально-деятельностные
Краеведение является основой формирования гражданской идентичности. Более 10 лет я руковожу в школе историко-краеведческим кружком «Истоки». С 1 сентября 2011года кружок стал работать на базе школьного музея. Музей является прекрасной базой воспитания гражданских качеств учащихся средствами краеведения.
В 2015 году школа в селе организовала акцию «Бессмертный полк». В рамках мероприятия была проведена большая подготовительная работа: проведён мастер – класс для родителей и ребят «Сделай штендер своими руками», активисты музея подобрали материал и оформили стенд «Дорогами солдата» (проследили боевой путь своего родственника , ветерана войны по карте. Школьный музей организовал мероприятие «Запиши деда-ветерана в Бессмертный полк. Ребята работали на официальном сайте проекта http://moypolk.ru
Ученик 8 класса Контарев Иван прошёл 2 тура в областном историко – просветительском проекте «Нация героев», вышел в ΙΙΙ тур – литературно – исследовательский. Строки из сочинения "Герой войны в моей семье"
«…Мы часто рассматриваем дедушкины военные фотографии, письма-открытки, награды. Когда мама достает ордена и медали, они как будто светятся в её руках. Память об этом удивительном, честном, героическом человеке я сохраню на всю свою жизнь и передам своим детям, внукам. Мой дедушка для меня всегда будет примером. Я горжусь им и постараюсь фамилию, которую получил от него в наследство, с гордостью носить всю свою жизнь».
После митинга жители села подходили к учителям, ребятам и говорили слова благодарности за мероприятие. В 2015 году у нас было 20 штендеров, в 2017-50(многие ребята уже несли портреты своих родных).
Из отзывов жителей села Сосновка:
«Я очень удивился, когда к памятнику приблизилась колонна школьников: ребята, учителя несли портреты. Я увидел портрет моего деда Трифонова А.А. Мне стало не по себе. На следующий год я обязательно сделаю штендер, сам приму участие. Очень хорошо вспомнить тех, кто воевал, показать, что мы их не забыли». Витенко К.(внук Трифонова А.А.)
«Было очень волнительно, особенно когда началась перекличка ветеранов… У меня побежали слёзы, задрожали колени…» .(Агаркова Е., ученица 9 класса)
Традиционной для нашей школы стала акция «Письмо школьников солдату» в честь Дня защитников Отечества. Ребята в своих сочинения рассказывают, где проходили службу их папы. На карте обозначаем флажком место, где служил папа. Работы хранятся в музее. Душевные письма, написанные ребятами солдату, состоят из положительных пожеланий и наставлений. В них учащиеся рассказывают о себе, о своем классе, о школе. В строчках писем звучат слова благодарности и гордости за свою страну, искренние пожелания солдату, несущему службу в армии. Благодарность за службу и напутствие солдату, запомнятся и навсегда оставят свой след в памяти всех участников акции. Каждый год мы стараемся вносить разнообразие в мероприятие. По предложению совета школы стали собирать солдату сладкую посылку, участие принимают учителя, работники ОУ, родители школьников. В общей сложности участвует около 6о человек. Мы с нетерпением ждём всегда ответ. Солдатские письма очень тёплые, трогательные. В 2017 году в школе проходил конкурс на лучшее письмо солдату. Строки из письма
«Здравствуй, Аркадий! Ты теперь - Солдат Российской Армии! Пишут тебе письмо ученики 5 класса. Хотим от всего сердца поздравить тебя с Днём защитника Отечества! … В нашем классе трое мальчиков и когда они вырастут, они будут такими же смелыми, как и ты, и тоже обязательно пойдут в армию, чтобы защищать нашу святую землю и отстаивать ее независимость… Мы, маленькие школьницы, знаем, что пока ты, Аркаша, защищаешь нас, нам нечего бояться.
С праздником тебя, уважаемый Солдат Российской Армии! С Днем защитника Отечества!»
Отрывок из письма рядового Семёнова Аркадия «…Хочу сказать большое спасибо за посылку и письмо. Очень рад и сослуживцы тоже – вам от них большой привет! Хорошо, что школа сохраняет свои традиции, а также создаёт новые…»
Уже сейчас, в школьном возрасте, мы стараемся воспитать в детях чувство патриотизма, любви к своей Родине, чувство гордости за наших Защитников Отечества, за нашу славную Армию.
Музей активно сотрудничает с Домом молодёжи Новосибирской области.
В 2013 году Бунеева Полина ученица 8 класса победила в областном конкурсе молодёжных литературно-публицистических работ «Уникальная Новосибирия -2013» в номинации «Взгляд вокруг».
Полина в своей работе рассказывала о Монументе погибшим воинам в Великой Отечественной войне.
«… Когда я решила написать историю создания памятника, то решила взять интервью у человека, имеющего прямое отношение к нему. Для этого мы отправились в село Лебедёвка Искитимского района, к Льву Генриховичу Шмидту, занимавшему в то время в Тальменском птицесовхозе пост директора. Он принял нас очень радушно и рассказал всё, что помнил о создании памятника. Возведение монумента относится к 80-десятым годам. …Лев Генрихович Шмидт сам вёл сбор данных о погибших воинах , для этой цели ездил в Искитимский военкомат и искал информацию в архивах, договаривался с рабочими, опытными сталелитейщиками с завода имени Кузьмина. К осени работы были закончены…Дальнейший уход за памятником должна была осуществлять школа. ... Монумент стал для сосновцев символом родного села… он напоминает о дружном коллективном труде селян, построивших этот памятник…»
Проектно-исследовательские работы написаны учащимися школы с использованием материалов музея. Традиционным стало участие в районном конкурсе «Выставка одного экспоната».
Работа, выполненная Васильевой Екатериной в 2013 году, привлекла внимание сотрудников городского музея. Катя разработала экскурсию в номинации «Вещественный экспонат», описала экспонат Первой Мировой войны (футляр от военного немецкого телефона). В выставке «За веру, царя и Отечество» , проходившей в 2014году в Искитимском музее экспонат принимал участие. «…Рядом с нами живут удивительные люди. Мы порой проходим мимо и не задумываемся, кто этот человек? Владельцем сундучка был Зайцев Тимофей Ефимович (1895 года рождения). Тимофей Ефимович был призван в 1914 году на военную службу в царскую армию. С 1915 года принимал участие в военных действиях на полях Первой Мировой войны, на войне был санитаром. В годы революции защищал Петроград и даже видел самого В.И.Ульянова (Ленина)».
Выполнение заданий позволяет учащимся знакомиться с новыми интересными биографиями, с профессиональными достижениями и судьбами своих знакомых, односельчан. Приходит понимание, что земляки причастны к историческим событиям, которые изучали на уроке истории, читали в учебнике
На базе музея работает группа экскурсоводов, ребята проводят экскурсии для учеников и гостей школы. Итогом посещения музея являются отзывы, рисунки, сочинения. Выдержка из сочинения Пушкарёва Александра «Сегодня у нас была экскурсия в школьный музей. Нам показали медали ветеранов Второй Мировой войны. Рассказали о людях, которые воевали. За что они получили медали. …Как же тяжело жили наши предки. Но мне в музее понравилось очень».
Благодаря материалу, собранному силами педагогического коллектива и активистами музея, была написана книга, посвящённая юбилею села. ….
Формирование гражданской идентичности осуществляется различными институтами социализации , но первичной средой, которая формирует представление о Родине, родной культуре, о поведении, является семья. Только взаимодействие семьи и школы способно обеспечить становление полноценной личности ребёнка. Совместная познавательная и трудовая деятельность - одна из эффективных форм взаимодействия с родителями обучающегося. Родители помогают в подготовке проектов и музейных уроков, акций. Проекты носят краеведческую направленность, поэтому без знания истории села, без семейных архивов нам не обойтись.
Музей активно внедряет новые формы работы. Одна из форм – это «Ночь в музее». В рамках мероприятия были проведены: акция «Радость дарения» (каждый год музей пополняется новыми экспонатами), фотосалон «Примерь эпоху». Гости могли по желанию примерить наряд периода гражданской войны, 50-х, 60-х ,80-хгодов, окунуться в далёкую старину. Среди желающих были дети и взрослые, учителя и родители.
Фотосалон посетили около 40 человек.
Вывод: Краеведение нужно и школе, и социуму. Как показывает практика, участие школьников в краеведческой деятельности, их знакомство с прошлым, настоящим малой родины, её природных, культурных особенностей пробуждает чувство причастности к судьбе своего народа, рождает чувство благодарности к старшему поколению, создает возможности для самореализации учащихся в процессе этой общественно полезной работы. Краеведение помогает решению задач социальной адаптации воспитанников школы, формированию у них готовности жить и трудиться в своем селе, районе, области, участвовать в их развитии, социально-экономическом и культурном обновлении. Все это важно в свете системно-деятельностного подхода, лежащего в основе Стандарта нового поколения.