http://buki-v-ruki.livejournal.com/tag/%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82%D0%B0%D0%BB%20infomania.ru
Новости
География, экология
История
Социально-экономическое развитие
Общественно-политическая жизнь
Образование
Медицина
Культура
Спорт, туризм
Архив районной газеты "Знамя коммунизма" (Искитимская газета)
Календари знаменательных дат
Базы данных

Об истории нашего края в контексте всей страны
Об истории нашего края в контексте всей страны

В Духовно-просветительском центре города Искитима прошел-круглый стол «Историко-церковное краеведение. Революция и церковь. Итоги столетия»,приуроченный к 100-летию со дня революционных событий и начала гонений на церковь. Возглавил дискуссию епископ Искитимский и Черепановский Лука. Владыка поприветствовал всех присутствующих и отметил, что истоки этих трагических событий нужно искать в далеком прошлом. Сначала раскол Церкви подорвал душу русского народа. Незыблемые, казалось, традиции были попраны во время правления Петра I, когда многое перенималось с Запада, образовался отрыв правительства и дворянства от народа. Родной русский язык начал забываться, в церковь многие ходили формально, и народ постепенно терял веру. Все это и привело к революционным событиям 1917 года. Тем не менее, остались христиане,которые не отказались от веры и не испугались гонений. Поэтому нам необходимо трепетно относиться к памяти новомучеников, исповедников и всех за веру пострадавших. Вниманию присутствующих были представлены интересные доклады, подготовленные историками и краеведами, исследователями родного края. Об иконе времен гражданской войны «Никола Раненый» из коллекции искитимского историко-художественного музея рассказала заведующая сектором истории Нина Балабко.
Уникальный экспонат: история

Искитимскому музею в нынешнем году исполняется 40 лет. В 1977 году начали формироваться его фонды. Многие экспонаты здесь обрели новую жизнь. Возможно, не попади они в музей, были бы уничтожены временем или людьми. По правилам при поступлении экспоната записывается его история или, по-научному, легенда: кто его предоставил, как предмет появился в данной семье. Но бывают и случайные поступления. К таким можно отнести икону «Никола Раненый». Ее обнаружили в фондах музея. С обратной стороны к ней был прикреплен лист бумаги, где было только одно слово — «Гусельниково». Больше об иконе никаких сведений не оказалось. Эта находка стала началом настоящего исследования истории родного края, неразрывно связанной с историей государства. Образ Николы «Можайского с мечом и градом всегда был особо почитаем в народе. Считалось, что он является защитником в годы лихолетья и войн. С 15 века эта икона стала надвратной в одной из башен Московского кремля, которую так и называют — Никольской. Есть свидетельства того, как в 1812 году при отступлении наполеоновских войск башня была взорвана. Верхняя ее часть полностью разрушена,но разлом остановился ,едва достиг иконы Николы Можайского.Во время боев в октябре 1917 года образ изрешетили пулями и осколками, но сам он не пострадал, что было воспринято как чудо. С тех пор в иконописи появился новый образ «Никола Раненый».На этой иконе Никола Можайский изображен таким, каким был в те трагические времена на башне Кремля: с фрагментами обвалившейся штукатурки и следами от пуль. Существует мнение, что в дальнейшем копия иконы была передана патриархом адмиралу Колчаку в знак благословения его на ратные подвиги. С тех пор она стала святыней белогвардейской армии. С иконы делали списки, то есть копии,которые становились путеводителями войск Колчака. Сколько было сделано списков — неизвестно. Сейчас есть сведения о двух иконах. Одна из них хранится в музее Санкт-Петербурга, другая — в Искитиме. И была написана специально для Дружины Святого Креста — добровольческого формирования в составе Русской армии Колчака, которые были созданы как отдельные боевые части, состоящие только из верующих (включая старообрядцев и мусульман).
Уникальный экспонат: исследования

Понятно, что экспонат, действительно, уникальный. Но вот как он попал в село Гусельниково? Сотрудники музея встречались со старожилами. Удалось лишь выяснить, что через этот населенный пункт проходили сначала части Белой армии, отступая к востоку, следом — Красной. Говорят, был даже небольшой бой в районе горы Белой, которая после тех событий и получила такое название. Но каких-либо доказательств этих воспоминаний нет. Так что, есть простор для исследовательской деятельности. Доклад Нины Балабко дополнил руководитель информационно- издательского отдела Искитимской епархии протоирей Игорь Затолокин. Он рассказал, что на выставке икон из частной коллекции, которая не так давно прошла в здании Государственной Думы, была представлена икона идентичная искитимской. На оборотной стороне есть надпись, которая гласит, что она подарена адмиралу Колчаку в день освобождения Перми. Возможно, именно эта святыня является оригиналом,с которого делали списки. Коллекционер из Самары, по его словам, купил её на блошином рынке. Но и это не конец истории. Выступавший на круглом столе кандидат исторических наук заместитель Института истории СО РАН Дмитрий Симонов, занимающийся вопросами белогвардейского движения, предположил, что поскольку искитимская икона была святыней 1-й Дружины Святого Креста, то ее путь можно проследить. Она была направлена на "фронт и включена в состав 44 Кустанайского стрелкового полка 11 Уральской стрелковой дивизии. Именно эта дивизия после боев на реке Тобол отступала через Омск, а затем южнее Ново-Николаевска, как раз в тех местах, откуда и поступила икона. Практически вся дивизия погибла или сдалась в плен. Существует вполне реальная возможность проследить: были ли в ее составе жители села Гусельниково. Может быть, после одного из боев кто-то спрятал икону, унес с собой в родные места и тем самым спас ее. Так или иначе, Дмитрий Симонов взял на себя обязанность разобраться в этом вопросе. Новый взгляд Историк Дмитрий Симонов также представил доклад «История революции и гражданской войны в Сибири: краеведческие аспекты». Он рассказал о своем видении трагических событий 100-летней давности. — Задача научного сообщества в том, чтобы выработать единую непротиворечивую концепцию истории XX века, в первую очередь — революции, — подчеркнул Дмитрий Симонов. — Сейчас есть множество школьных учебников истории, которые различаются с точки зрения концептуального, идеологического подхода. Необходимо прийти к соглашению и выработать непротиворечивую общегосударственную точку зрения относительно истории. До сих пор актуальным остается вопрос о примирении, до сих пор продолжаются споры о том, как оценивать русскую революцию. Я сторонник государственного подхода в формулировке концепции. С этой точки зрения Дмитрий Геннадьевич поставил вопрос по терминологии: что есть революция? По его мнению, началась она с распада царской империи, включала февральский и октябрьский перевороты, гражданскую войну и иностранную интервенцию. А закончилась появлением нового сильного государства — Советского Союза в 1922 году. Дмитрием Симоновым были предложены интересные тезисы, вызвавшие бурное обсуждение среди участников встречи/

Интересные темы

Преподаватель школы звонарей при Новосибирском Свято-Макарьевском православном богословском институте Андрей Талашкин рассказал о судьбе церковных колоколен в годы революции и после нее. Тогда пострадали не только люди, но и христианские святыни. Если поначалу колокольный звон пытались поставить на службу большевикам, то в дальнейшем колокольни уничтожались первыми, колокола разбивались и отправлялись на переплавку. 80% из них было уничтожено до начала Великой Отечественной войны, так что оригинальных колоколов времен конца XIX — начала XX веков практически не осталось. Докладчик акцентировал внимание на тех, что были обнаружены на территории Искитимской епархии. Он также обратился к епископу Искитимскому и Черепановскому Луке за помощью в проведении описи имеющихся колоколен. В Алтайском крае такая работа позволила раскрыть немало тайн истории и православной культуры. С интересным докладом выступила методист Центра дополнительного образования Искитима Марина Сударева, представившая вниманию собравшихся разработанную краеведческую программу по изучению истории Искитима, что имеет особое значение накануне 300-летнего юбилея города. Протоирей Игорь Затолокин рассказал о новом краеведческом проекте «Родино- вед». Движение «родиноведение» возникло еще в XIX веке во многом благодаря деятельности Императорского географического общества и получилобольшую поддержку со стороны Православной Церкви. Церковно-краеведческие общества к 1917 году работали во всех епархиях, а вместе с тем организовывались музеи и хранилища документов.С приходом советской власти отношение к краеведению изменилось. Скорее всего, связано это с тем, что невозможно было бы говорить об истории своего края в отрыве от истории Церкви. В последнее время появился интерес к своей малой родине, а потому сейчас проводится большая работа__ по краеведению. Первоначально какие-то исследовательские работы публиковались на сайте Новосибирской митрополии (http://www. orthedu.ru/), но пришло время разрозненные данные о храмах, приходах Западной Сибири и людях, которые их возглавляли, объединить. Так появился сайт сибирских краеведов «Родиновед»(http:// rodinoved.ru/). Организаторы предполагают создание онлайн-карты с указанием храмов и часовен с точной географической привязкой (в границах Томской епархии к моменту разделения на 1924 год) с дополнениями к каждому приходу архивных и аудиовизуальных материалов. Для полноценного формирования представления о прошлом нашей родины одной из основных задач проекта будет выявление и публикация всех имеющихся сведений и документов по церковному краеведению, об истории храмов Западной Сибири и памятников культуры. Работа предстоит большая. Ведь только на территории Новосибирской области к 20-м годам прошлого столетия было более 350 храмов. На сегодняшний день из них осталось около 10-ти, еще столько же находятся в полуразрушенном виде. Сейчас даже нет сел и деревень, где когда-то стояли храмы. Тем не менее, все они будут обозначены на карте. Но краеведы говорят: хотелось бы, чтобы не только на карте, но и на местах были установлены поклонные кресты или хотя бы плиты с данными по храму, который когда-то здесь был. Краевед Андрей Оборкин поднял тему приходов, не имевших своего храма, где верующие собирались в молельных домах. А ведь они также — часть истории нашей родины.В целом круглый стол показал неподдельный интерес к краеведению, изучению истории родных мест в контексте всей страны. Наталья Кривякина Искитимская газета №22 от 1 июня 2017 г.

дата записи: 2017-07-07

Библиотеки МКУК "Искитимская ЦБС"
Архив
Историко-художественный музей
Сельские музеи
Сельсоветы
Православное краеведение
Фотогалерея
Обратная связь
Историко - краеведческое общество Искитимского района и г. Искитима "Исток
Молодежь. Молодежная политика


 

 

 

Счетчик:

Besucherzahler Find the Russian Woman of your dreams
счетчик посещений
© Новосибирская областная юношеская библиотека 2006-2018
Яндекс.Метрика