Земля Степнинская:

история и современность

 

Глава 4 И снова мир

 

Жизнь, несмотря на утраты, продолжалась. Надо было поднимать разрушенное хозяйство. Первыми после объявления капитуляции Германии прибыли домой в деревню Веснина, искалеченные войной фронтовики. Офицер Колотов Иван Семёнович, награждённый многочисленными орденами и медалями за боевые заслуги (работал учителем в школе, а затем на руководящих постах в Искитимском районе).  Матвеев Иван Иванович, остался без ноги. Вернулся раненым Благочевский Михаил Петрович. Савенков Василий Титович был ранен дважды...

Вернули в деревню освободившихся от войны лошадей. Вернувшиеся с войны пахари переложили самую тяжелую работу на свои плечи. Деревня и народ в ней воспряли духом. У многих фронтовиков были награды за боевые заслуги, а также у тех, кто трудился в тылу (они получили медаль «За доблестный труд в период войны 1941-45»). Такую же награду за доблестный труд получили дети войны: Божок Николай Петрович (1930г.р), Матвеева (Беликова) Мария Дмитриевна (1928), Матвеев Николай Дмитриевич (1930). А вместе с ними и труженики тыла: Ананченко Дарья Климентьевна, Сахнова (Калашникова) Мария Ивановна, Ткаченко Мария Ивановна, Бахарев Иван Никифорович, Лазарчук Наталья Дмитриевна, Долгушина Мария Яковлевна, Шеповалова (Шевелева) Анна Григорьевна, Ярышева Федора Кузьминична, Савенков Василий Титович и др. Также позднее указам президиума верховного совета СССР медалями за Трудовую доблесть и трудовое отличие была награждена Беликова (Матвеева) Мария Дмитриевна. Орденом трудового красного знамени Морозова Пелагея Трофимовна. Медалями за поднятие целинных и залежных земель были награждены дочери Кузнецова Григория Иллариновоча Ольга Григорьевна и Валентина Григорьевна.

Все-таки, не смотря на окончание войны, ситуация в мире оставалась неспокойной. Война противодействующих миров – социализма и капитализма перешла в холодную войну. Началась гонка ракетно-ядерных вооружений. Лидером в гонке были США, которые с 1945 года располагали атомным оружием. В конце 40-х был разработан не один план ядерной атаки на СССР. Поэтому, не успев восстановиться после разрушительной войны, СССР пришлось приложить не мало усилий, чтобы создать силовое равновесие.

  В 1949 году в России была испытана собственная атомная бомба, а в 1951 водородная. Статистика гласит, что изобретение такого оружия, в материальном исчислении подобна войне, которую испытала наша страна с фашизмом. Это необходимо было сделать для восстановления и развития страны. Люди понимали это и делали всё, что могли. Они выдержали непосильные налоги в колхозе. На каждый двор был доведён план сдачи продуктов государству: мяса, молока, яиц, шкур животных и т.д.

Каждый человек-колхозник не имел в то время паспорта и права выйти из колхоза, уехать в другой населённый пункт. На это нужны были уважительные причины: призыв в армию, учёба (с согласия правления колхоза), выход замуж.

Костянная (Гончарова) Мария Артемьевна 1913 года рождения получила документ, удостоверяющий ее личность (паспорт) только 30 апреля 1980 года. (YIII – ЕТ № 692656 выдан Искитимским ГОВД НСО). Именно в этот год была проведена паспортизация населения нашей области. А её младшая сестра Анна (1925 г.р.) получила паспорт 27. 12. 1941 года (Y-КР № 569759) по причине учебы. Переселенцы из Курской губернии, прибывшие в д. Веснина в 1910 году супруги Савенковы Тит Фёдорович (умер в 1973) и Ульяна Поликарповна (умерла в 1972) никогда не имели паспортов. В церквях регистрировали рождение, крещение, женитьбу, а также отпевание в случае смерти. Все сведения заносили в церковные книги. После закрытия церквей книги были переданы в сельские Советы.

Каждый работоспособный член семьи обязан был за год выработать в колхозе обязательное количество трудодней. Исключением из этого служила уважительная причина – болезнь. Многодетность женщины не была уважительной причиной. Многодетная Холодова Анна Куприяновна из-за детей не могла работать в поле, и её работа заключалась в том, что она пекла для колхозников хлеб у себя на дому.

 Жительницы деревни: Сахнова Анна и Ананченко Прасковья вместе с двумя детьми в 1949 году по решению правления колхоза «Серп и молот» были высланы из деревни Веснина в другой район за тунеядство, по причине того, что не работали в колхозе. Их мужья не имели права следовать за ними.

Народ в деревне был обязан участвовать в приобретении облигаций государственного займа. Много лет спустя средства, занятые государству, заёмщикам частично возвращены.

Постепенно утихало горе утрат, люди находили время для отдыха и праздника. Изначально в деревне Веснина был почитаемым застольным праздником Дмитриев день. «Дмитриева неделя» приходилась как раз на окончание уборки урожая и осеннего забоя скота в подворьях. В это время было кстати отдохнуть: сходить в церковь, помолиться и поставить свечку Святому великомученику Дмитрию Солунскому, совершить поминовение в честь павших воинов, а также усопших родных и близких. Действовали церкви с. Локти, с. Завьялово и с. Тула, позднее в с. Бородавкино.

В деревне Веснина, как и прежде, сохранялось святое отношение к семье, родителям и старшим. Людям были присущи доброта, жизнерадостность, сплоченность. Праздник в деревне был как глоток свежего воздуха, как лучик солнца, для каждого уставшего от повседневной жизни и работы человека. Весело проводили как государственные (выборы), так и православные праздники (Пасха, Троица, Рождество, Крещение). Их в деревнях празднуют до сих пор.

Особенно дети любили Новогодние и Рождественские Колядки. Каждый мог повеселиться сам и повеселить земляков. Масленица сопровождалась песнями, гуляниями, угощением блинами и сожжением чучела-масленицы.

В деревне Веснина старожилам особо запомнились три талантливых гармониста: Бахарев Аполлон Иванович (ослеп после того, как переболел оспой), Шелудченко Александр Архипович и Грибков Павел.

Особой удалью плясками и частушками отличалась молодёжь. Веснинские ребята гордились своей деревней Веснянкой. А в адрес соседних деревень пелись шуточные частушки. Весело, нарядно, незабываемо, на тройках, разукрашенных попонами и колокольчиками на дугах, проходили в деревне свадьбы. Наталья Ивановна Костянная в праздничные и свободные от работы дни открывала на улицу окно горницы и заводила патефон. Проходившие мимо люди с удовольствием и благодарностью слушали народные песни в исполнении Руслановой, Лемешева, Шаляпина, ансамбля Александрова. Наталья Ивановна часто вспоминала о своей “первой” далёкой родине, о своём нелёгком детстве и юности, как работала 16 лет у священника  прислугой, потом замужество, и новая жизнь здесь, в Весниной. Перелистывая альбом с пластинками, находила свою любимую песню «Полоса ли моя, полосонька» и со слезами на глазах слушала её.

Рядом с ней слушали песню, прижавшиеся к ней внуки, и не понимали, почему бабушка плачет. Поняли тогда, когда стали взрослыми.В застольных песнях пели о природе, о Ермаке -первопроходце Сибири, о замёрзшем в степи ямщике (их много погибло  в непогоду по старому Московскому тракту). Путь этот был опасным и далеко нелёгким. Также пели о бродяге, который бежал из Сахалина, о священном Байкале. Ведь Сибирь была местом ссылки для инакомыслящих и бунтарей. Пели об отце – пахаре, расстрелянном в период гражданской войны, пели о горькой солдатской доле. Пели песни о легендарном подвиге Варяга. Много было подвигов у российского солдата, и народ об этом слагал песни, которые будут жить в веках. За столом сидели не только потомственные хлеборобы и пахари, но и потомственные воины. На долю России только в IXX веке пришлось пережить 10 войн. Одна из них Отечественная 1812 года. По данным историков в этой войне сражалось 27 тыс. сибиряков с армией Наполеона.  В двадцатом веке Россия пережила две мировых войны одна из них Отечественная. В первой мировой (1914-1918гг) участвовали и наши земляки. Уроженец деревни Веснина Кузнецов Григорий Илларионович, за отличия на фронте был награжден солдатскими георгиевскими крестами третей и четвертой степеней. В настоящее время его внук генерал-лейтенант Варламов Валерий Иванович, правнуки Сергей – полковник и Александр - майор, служат в МосквеНеобходимо отметить, что со стороны России ни одна война не была захватнической. Колхозники все без исключения жили не богато, но медицина и образование были бесплатными. Первым фельдшером с 1947 года и до расформирования деревни Веснина была Лебедева (Годицкая) Людмила Михайловна.Чтобы легче было жить, правительство во главе с Н.С. Хрущёвым решило объединить колхозы. В это время чувствовался отток молодой рабочей силы из деревни. Земля требовала новых знаний и технологий. Так, в 1953 году колхоз «Серп и молот» (д. Веснина) объединили с соседним колхозом «Путь Ильича» (с. Бородавкино), находящимся на расстоянии одного километра. Колхоз «Серп и молот» перестал существовать, но деревня Веснина не сдавала своих позиций. Её стали считать полевым станом, бригадой нового для неё колхоза. В марте 1957 года произошла новая реорганизация в сельском хозяйстве.  Коллективную собственность (колхозы) перевели в государственную – совхозы. Так деревни Веснина и Бородавкино стали отделением № 6 Ворошиловского совхоза. Деревня Веснина прожила до 1960 года (7 лет после реорганизации). Люди активно стали разъезжаться после того, как убрали из деревни начальную школу и магазин. Сетевое радио в 1955 году довели только до с. Бородавкино. Люди вынуждены были уезжать в п. Октябрьский, п. Берёзовский, д. Горёвка, д. Чупино, с. Бородавкино. Последней уехала из деревни вдова Ступина Екатерина с дочерью. Она сама своими руками построила саманный глинобитный уютный домик и ей не на что было строить другой, некуда было ехать. Уехала она, когда ей дали однокомнатную квартирку в с. Бородавкино. Место, где была деревня Веснина, перепахали, там сейчас пасутся стада. Многие, кто жил и родился здесь, до сих пор тоскуют по ней. Так Бочагова Александра Дмитриевна 1929 года рождения (уроженица д. Веснина) в своих стихах с тоской, любовью и нежностью описывает родные места, родные не только для неё, но и для многих её земляков.   Рядом с деревней находилось кладбище, которому уже более 300 лет. Там покоится прах её жителей. Пока жила д. Веснина, все жители без исключения ходили на этот погост, когда хоронили кого-нибудь, в Родительский день и на Святую Троицу. Обычаи, ритуалы в дни поминовения объединили в себя христианскую православную и языческую веры. Усопшего, если он был верующим, отпевал священник. Если такового не было отпевал крещённый, глубоко верующий человек, знающий молитвы. Женщинам, которые у гроба сидели до захоронения раздавали платки покойной.  Такой обычай был привезён из западных областей России. Старались готовить поминальный стол из блюд, который любил покойный. В день захоронения не ходили по кладбищу, чтобы не отвлекать ранее усопших встречать вновь пришедшего в иной мир. В родительский день несли всей деревней на могилки яства, раскладывали всё в чистую посуду, наливали в рюмочки воду, вино и ставили на могилы. Искренне верили, что душа покойного обязательно прилетит в образе птицы, склюёт всё, оставленное на могилках, будет за всё благодарна живым. В эти дни в обязательном порядке поминали своих родных и близких покойных всей семьёй дома, за столом. Мария Артемьевна Гончарова (Костянная) в течение многих лет после исчезновения деревни Веснина приходила на могилку своей мамы – Костянной Натальи Ивановны. Приводила с собой дочь и внуков, сыпала пшено на заросший холмик, ставила еду, становилась на колени перед могилкой, крестясь с молитвой, просила у мамы прощения, просила у господа Бога покоя её душе, просила рабе божьей Наталье (маме своей) царствие небесное. Дети на бабушкины действия смотрели широко раскрытыми глазами, затаив дыхание. Их бабушки давно уж нет, а эти моменты внучки (Наталья и Галина Лескины) вспоминают до сих пор. Наталья Ивановна Костянная, будучи ребёнком в 1878 году (8 лет) у себя на родине в Воронежской Губернии получила платок покойной, которую несли на кладбище. Наталья со своей мамой случайно вышли навстречу похоронной процессии. У усопшей не было детей. По старинному русскому обычаю на западе России родственники умершей передали платок новой хозяйке – малолетней девочке. Неизвестно, сколько лет было в то время этому платку. Наталья Ивановна берегла этот красивый с кистями, богатый яркими красками платок. Это была память о её далёкой от этих мест Родине. За полтора столетия он прошёл через пять поколений женских рук. Сейчас он передан в краеведческий музей п.Степной правнучками Костянной Натальи Ивановны (Галиной и Натальей Лескиными).

На старом веснинском кладбище в настоящее время стоят несколько сохранившихся крестов, видны могильные холмики, заросла канава, которая считалась изгородью. На кладбище пасётся скот, через кладбище сделали дорогу, чтобы подъехать к р. Мильтюш на рыбалку. Потомки, родственники и земляки, бывших жителей деревни Веснина не могут со спокойной душой смотреть на происходящее, по той причине, что многим лежащим на этом погосте они обязаны жизнью. Здесь покоится прах мужественного народа,жившего по законам долга и чести, внёсшего огромный вклад в сохранение нашей родины. Поэтому это место для живых священно. Эти люди заслуживают уважения в памяти о них. Их души будут спокойны и благодарны потомкам, если они исполнят свой долг перед предками и увековечат памятным знаком и облагородят святое место земляков. Всем ясно, что благодаря их жизни, их усилиями и борьбе за наше будущее их жизнь продолжается в нас. Дожившие до наших дней старожилы, неравнодушные к прошлому деревни Веснина помогли частично восстановить историю деревни и историю народа, который в ней жил. Перед вами неполный перечень семей, которые жили в деревни Веснина до и после ВОВ (1941-45 гг.) и до полного исчезновения деревни.

Это семьи:  Шеповалова Григория, Дмитриенко Никиты, Кузеванова Наума, Песняк Николая, СыпченкоАлексея, Сахнова Акима и Дмитрия, Шумакова Алексея, Божок Петра, Савенкова Захара, Ткаченко Фёдора, Холодова Терентия, Бордунова Дмитрия и Андрея, Филинкова Михаила, Сахнова Ивана, Ананченко Дмитрия, Сысенко Ивана, Ананченко Максима, Куринского Петра, Винокурова Сергея, Савенкова Андрея, Беляевой Анисии, Веснина Наума, Лазарчук Аркадия, Куринских Михаила и Ивана, Беликова Никиты, Холодова Даниила, Кутчер Ивана, Корниенко Григория, Лушникова Ф., Филинкова Тимофея, Куринского Кузьмы, Савенкова Тита, Червякова Иосифа, Благочевского Михаила, Самохвалова, Беляева, Сойникова Ивана, Бахарева Тимофея, Кузнецова Иллариона (23 человека), Благочевского Якова, Бочагова Дмитрия, Матвеева Ивана, Рудневой Анны, Апухтина Гавриила, Кадочникова Николая, Беликова Степана, Сенатора Александра, Песняк Алексея и Андрея, Куринского Климентия (32 человека), Коваленко, Долгушиных Трофима и Павла, Матвеева Дмитрия, Рудневых, Бахарева Никифора, Карпушиных, Бахаревых, Канунниковых, Ткаченко Ивана, Шелудченко Архипа, Шелудченко Григория, Костянного Артемия, Калашникова Ефима, Ярышева Ивана, Колотова Семёна, Савенкова Никифора, Павленко Андрея, Кондрашовых Николая и Никиты, Шибченко Алексея, Ступиной Екатерины, Филинкова Филиппа, Кибальной Натальи, Холодова Демьяна, Гольченко Полины, Ткаченко Кондрата, Дмитриенко Дмитрия, Божок Григория, Ткаченко Петра, Сенатора Ивана, Морозовой Пелагеи Трофимовной, Алешина Андрея,Энгель Эмилии, Ананченко Федора и др.После исчезновения их родины - деревни Веснина, их потомки разъехались на разные места жители.        

 

[1]             Дмитриев день – отмечался осенью 8 ноября, особый день поминовения усопших и день памяти Дмитрия Солунского. Накануне этого дня называют родительской Дмитриевской субботой.

 

[2]             Рождественские колядки – один из магических святочных обрядов обходного характера, который совершался в рождественский сочельник.

 

[3]             Масленичное чучело – атрибут праздника Масленицы. Этот персонаж мог быть представлен на празднике фигурой из соломы или дерева, имевший женский образ.

 

 

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»