Земля Степнинская:

история и современность

 

Глава 3 Священная война

 

В то время, когда шло мирное строительство молодой советской республики. Нацистская Германия, начиная с 1933 года, планомерно готовилась к войне.

Незадолго до 1939 года началась война с Финляндией. Длилась она до марта 1940 года. Вроде бы и недолго, но России она обошлась ценой больших уступок. Война показала, что Россия недостаточно оснащена на случай войны ни материально, ни технически, не было достаточной подготовки солдат и командующего состава. Наш народ понял, что мир очень хрупок, и надо быть готовым ко всему. 1 сентября 1939 года Германия напала на Польшу, началась вторая мировая война. В тревожных мыслях за завтрашний день и судьбу хрупкого мира, жители деревни Веснина встретили 1941 год. Окончив посевные работы, люди готовились к сенокосной страде. Вдруг, как гром среди ясного неба, началась война. Это был страшный трагический день. Всей деревней провожали своих родных и близких на войну, прощались так, как будто чувствовали, что виделись в последний раз. В минуты расставания над деревней стоял душераздирающий плач женщин и  детей. Многих предчувствие не подвело, их родные больше не вернулись домой. Люди, пережившие эти годы, до сих пор не могут говорить о войне без слёз. Она косила всех подряд, не разбирая, сколько сыновей у матери. Семьи теряли своих кормильцев, свою единственную опору и надежду. Похоронки приходили почти в каждый дом. Погибших оплакивали всей деревней. Навеки остались лежать на поле боя.  Их имена занесены в книгу памяти и высечены на обелиске воинам землякам, который расположен на территории школы.Мужчины уходили на фронт. Все, кто остался в тылу: старики, женщины, дети взяли на себя все заботы о стране и армии, работали на износ. Всё для фронта: хлеб, продукты, одежда. За ценой никто не стоял, только бы победить захватчика. Молодые женщины и девушки: Долушина Мария Ивановна, Куринская Прасковья Михайловна, Бахарева Антонина Никифоровна, Лазарчук Таисия Аркадьевна, Беликова Мария Никитична, Руднева Екатерина Романовна, Руднева Мария Романовна, Холодова Матрена Терентьевна, Матвеева Мария Дмитриевна и др., окончив ускоренные курсы трактористов-комбайнеров все годы Великой Отечественной войны, работали механизаторами, растили и убирали хлеба на полях колхоза «Серп и молот» - д. Веснина.Никогда не гадали, не думали жители деревни Веснина, что судьба сведёт их в период Отечественной войны с жителями Поволжья и Саратовской области. Оттуда осенью 1942 года, перед началом Сталинградской битвы, было эвакуировано немецкое население.  Причины нам не известны.Из городов имени Энгельса, Карла Маркса и Красноармейска, Саратовской области в деревню Веснина были доставлены семьи: Куцман, Биньман (Маркус В.Х.), Миллер, Шпомер.В семье Куцманов было два брата, их определили на квартиру Костянного Артемия Ефимовича, женщину Миллер поселили к Божок Анне. Шпомер приехал с дочерью Милей. Она имела среднее образование, вышла замуж за жителя деревни Веснина -  Бахарева Алексея, который из госпиталя прибыл по ранению, но неизвестно по какой причине не встал на учёт в военкомате, вновь был отправлен на фронт и не вернулся. Детей у Алексея с Милей не было. После гибели мужа Милюша, как её звали в деревне, переехала в с. Бородавкино, родила и воспитала впоследствии четверых детей (Бахарев Евгений, Людмила Бахарева (Ковалёва), Бахарев Николай, Бахарев Владимир).  Позднее прибыла семья Энгель (пятеро детей), семья Кутчер Ивана Карловича (семеро детей) в семье Алешина Андрея (две дочки). Семьи были далеко не бедные, везли с собой немало вещей, судя по всему грамотные, интеллигентные люди, в большей степени из руководящего состава. Приезжие в деревне чувствовали себя неуютно. Впоследствии многие из них были переселены в другие места жительства, где имелось свободное для них жильё, где требовались грамотные люди. Некоторые жители деревни за нарушение правил поведения, таких как невыход на работу, хищение, попадали в трудовые лагеря. Так как страна находилась на военном положении, исключений не было никому: ни мужчинам, ни женщинам. Милиция, коменданты, вели строгий учёт, регистрацию, вели объяснительную работу с местным населением по поводу гуманного поведения по отношению к приезжим, следили за трудоустройством, за перемещением на дальнейшее место жительства и за бытом переселенцев. Особо строг и справедлив к обеим сторонам был начальник КГБ Искитимского района Ядров Иван Ануфриевич. Не смотря ни на что люди вынуждены были привыкать к условиям, в которые поставила их жизнь и война, к новым местам и людям. Сначала подружились между собой дети, а потом и взрослые. Трудились все сообща, приближая Победу в войне. Не было тогда слов «не могу», «не хочу». Слово «надо» звучало как приказ, независимо от возраста. Каждый был уверен, что его кусок хлеба, который он сегодня не съест, попадёт в руки его отцу, сыну, деду.  Каждое сделанное дело было вкладом в Победу. Хлеб был в основном картофельный, с небольшой долей добавленных к нему отрубей. Мукой это назвать было нельзя. Вкус этого хлеба до сих пор помнят те, для кого он стал в те времена основной, спасительной едой.  Кормилицами для детей и взрослых в этот период были коровы. Молока они в то время давали очень мало. Приходилось на коровах пахать и перевозить грузы. Артемий Ефимович Костянной для своих внуков специально сделал телегу, чтобы они в неё могли запрягать корову. Матушка-коровка справлялась и с этой работой. Спасала от голода деревню и давняя наша знакомая - речка Мильтюш. Как и прежде в ней водилось много рыбы. Согревала и лечила людей в войну русская печь. Ей в избе отводилось немало места. Полураздетое население отогревалось на ней в лютые морозы. Она - матушка лечила от простуды, женщины готовили на ней пищу, пекли хлеба. До сих пор с благодарностью люди вспоминают о русской печке, старики не прочь и сейчас погреть на ней свои косточки. Угля в то время для отопления и обогрева избы не было. Не хватало дров, т.к. привезти было некому и не на чем. Тягловая сила и работоспособное население от темна до темна были на колхозной работе, а дома старики да малые дети. Люди нашли выход – делали кизяки. Жара большого от кизяков не было. Но печь была тёплой всегда. Сбитая из глины, она долго хранила тепло. Уголь, как средство для отопления, появился в 50-х годах. Его привозили из Карагандинского угольного бассейна (ныне это Северная территория респ. Казахстан) для топки в общественных помещениях, затем для частного пользования.Работали в колхозе за трудодни. Отработал день – ставили палочку и так весь год до нового урожая. В конце года на трудодни выдавали хлеб. Уполномоченный из района следил, чтобы государству план сдачи хлеба был выполнен, несмотря ни на что. Зачастую колхозникам оставались крохи. Вся страна была тогда на военном положении, строго наказывали через суд за опоздание, за прогулы, за малейшее хищение государственной и колхозной собственности. Никто не имел права, несмотря на голод в семье, взять зерна, хотя бы в карман. За это судили, наказывали принудительной отработкой, высчитывали с заработной платы. Также давали срок отбывания в местах лишения свободы. Несмотря на все усилия и почти круглосуточную работу на уборке урожая, хлеб зачастую оставался не убранным в поле. Причиной тому было острая нехватка техники, рабочих рук и плохие погодные условия. Но никто из жителей ни колоска не имел права взять себе. Средняя дочь семьи Костянновых – Гончарова Мария за погибшего в 1941 году на войне мужа  (в период решающих боёв за Москву) получала пособие на троих детей всего 76 рублей. Поэтому жизнью своей эти дети обязаны были бабушке и дедушке. Старики помогали детям, отдавая им всё, что могли отдать. Дарили любовь и тепло, которых так не хватало в это время. Умудрённые долгой трудной жизнью, они всегда находили выход из любой ситуации, учили добру, взаимной выручке, уважению друг к другу. Привыкшие издавна жить общиной, особенно в лихие годы, они учили, как необходимо подставить плечо ближнему и мужественно, сообща держаться наперекор всем бедам. Люди выстояли. И вот пришла долгожданная Победа. В августе-сентябре 1945 года, после разгрома Японии закончилась вторая Мировая война. Победу приближали все, кто чем мог. Без слёз это событие было встретить невозможно. Кто-то плакал от счастья, что остался жив и вернулся в родной дом, кто-то о потерянной молодости и погибших в бою друзьях, кто-то никогда уже не увидит мужа, отца своих детей, кто-то не увидит сына, кто-то горевал о родных и близких. Горе и радость были в это время ни с чем несравнимы и неизмеримы. Дорогой ценой – здоровьем и жизнью пришлось советскому народу заплатить за победу над фашизмом, и в тылу, и на фронтах. Ещё живых старожилов, ветеранов и детей войны до сих пор тревожит память о тех трагических годах.

[1]             Кизяки – прессованный навоз, употреблялся как топливо. Кизяковая постройка.

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»