Постепенно наша Веснина строилась, росла, жила своей, полной повседневных забот жизнью. В начале ХХ века в деревне насчитывалось уже около 300 дворов. Но грянула «первая мировая», революция, гражданская война, а потом раскулачивание, начало новой коллективной жизни. Все эти роковые события в жизни страны сильно подорвали и изменили уже устоявшийся вековой уклад деревни. И первое из эпохальных событий, с которым пришлось столкнуться «веснинцам» лицом к лицу, здесь, у себя дома, была гражданская война. |
Гражданская война
Нужно отметить, что боевые действия территориально обошли деревню стороной, но жители стали свидетелями отступления войск Колчака, проходившего с боями по Сибири. По рассказам старожилов, деревня страдала, прежде всего, от мародерства и болезней, занесенных в деревню отступающими. Во время гражданской войны было много эпидемий, особенно полыхал и косил людей тиф. Поэтому местное население боялось добровольно вступать с пришлыми людьми в контакт. Из-за холода зимой, отсутствия нормальных бытовых условий и частых передвижений, колчаковцы самовольно заходили в дома, пользовались предметами быта, продуктами, уводили скот, коней, забирали с собой мужчин для подкрепления своих сил. Отряды колчаковцев были отрезаны от железной дороги, а значит, не имели никакой поддержки в силах. Узнав от «вестового» о приближении Красной армии к деревне Улыбино, они в спешном порядке ушли в сторону Сузуна, вместе со своим штабом, который временно располагался в деревне Чупино. Некогда ясная, солнечная разросшаяся и окрепшая в труде деревня Веснина переживала вместе со всей страной тяжёлые времена и тяжёлые потери. Болезни, голод, Империалистическая, а потом и Гражданская войны забирали самое главное и дорогое - жизни людей. Умирали от голода и болезней в деревне,погибали на фронте. Так исчезла Нижняя Веснина (Куличье). Оставшиеся немногочисленные её жители с левого берега Мильтюша переселились на правый в поредевшую, но всё же выстоявшую Веснину.
Коллективная жизнь
По переписи населения 1926 года в деревне Веснина, в едином населенном пункте, значилось 133 хозяйства (всё что осталось от 300 дореволюционных дворов) и 783 человека. |
Закончилась гражданская война, настало время мирного строительства. На грани выживания было всё молодое Советское государство. По-старому жить деревня уже не могла, начались поиски методов новой жизни. Повсюду создавались ТОЗы (товарищества по совместной обработке земли), коммуны, колхозы. Не осталась в стороне и деревня Веснина. В конце 20-х годов жители деревни объединились в колхоз «Серп и молот». Кроме посевных площадей работали три животноводческие фермы. В них содержали коров, овец и свиней. Также была колхозная конеферма, лошадь - основная тягловая сила в деревне. Впоследствии для обработки земли и уборки урожая стали применять тракторы и комбайны. Их брали из вновь организованной Улыбинской МТС (Машинно-тракторной станции). Работала колхозная кузница. Правление колхоза находилось в центре деревни. В нём работали председатель и бухгалтер. Решения по всем вопросам в жизни колхоза принимало правление во главе с председателем. В правление избирались лучшие колхозники путём голосования на общем колхозном собрании. Таким же образом избирался и председатель колхоза.На базе Райпотребсоюза был открыт магазин. Примерно в это же время в селе появляются первые профессиональные медработники – Бочагова Александра, Сергеева Лидия и Курковская.В. Их так и прозвали - “эпидсёстры”.
Деревня возвращалась к мирной созидательной жизни. Дело находилось каждому. Куринский Кузьма Климентьевич(1900 г. р. прибыл в Сибирь в д. Веснина из Курской губернии Обоянского уезда д.Потопахино в начале ХХ века.) Участник Гражданской войны, после боев под Волочаевкой с Белогвардейскими отрядами и Японскими интервентами в 1922 году домой вернулся без ступней, но смог себя реализовать в мирной жизни, работая продавцом, бухгалтером колхоза. Он был отличным столяром и плотником, вырастил пятерых детей. По инициативе министерства образования, как и во многих сёлах в то время, в д. Веснина начала работать начальная школа – это было самое красивое здание в деревне. Кружевная резьба карнизов и наличников придавала ей сказочный вид. Учителя школы – Корниенко Григорий Митрофанович со своей супругой Козловской Людмилой Ивановной включились в работу по ликвидации безграмотности в деревне. Жили они при школе, в небольшой комнате.
Григорий Митрофанович с начала 30-х годов и до 60-х годов ХХ века работал учителем начальной школы в д. Веснина. Вместе со своей супругой Людмилой Ивановной, так же учителем, вели активную работу с малограмотностью и безграмотностью, с восстановлением Советской власти в деревне.
Их дочь Алла Григорьевна продолжила дело своих родителей, в 70-х. ХХ века в п. Октябрьский работала учителем начальных классов. За талантливый и плодотворный труд Алле Григорьевне Корниенко (по мужу Овчинникова) присвоено звание "Заслуженный учитель РСФСР".
Бывшие ее ученики до сих пор с благодарностью вспоминают свою любимую учительницу.
На чердаке располагалось подсобное помещение со столярными инструментами, при помощи которых Григорий Митрофанович содержал в надлежащем состоянии всё здание школы. Он сам проводил все ремонтные работы в помещении. Это были учителя, как говорится, от бога. Они имели большой авторитет в селе и заслуженно были очень уважаемыми людьми. В своей семье Григорий Митрофанович и Людмила Ивановна воспитали троих детей. Младшая из детей Алла, впоследствии продолжив дело своих родителей, работала в 70-х г. XX в. в п. Октябрьский учителем младших классов. За талантливый, плодотворный труд Алла Григорьевна Корниенко (по мужу Овчинникова) получила звание Заслуженный учитель РСФСР.
И все же, не смотря на все усилия Советской власти по ликвидации безграмотности среди населения, не смотря на повсеместную массовую агитацию, образование получить удалось не всем. За частую единственным кормилицей в семье был подросток, трудились от зари до зари- тут не до учебы.
На селе в те времена в семьях было много детей. Например: в доме Холодова Терентия было одиннадцать детей, у Шелудченко Архипа - десять, у Филинкова Василия, Костянных Артёма и Натальи по семеро детей (Марфа Костяная-Червякова, Иван Костяной, Ольга Костяная-Куринская, Мария Костяная-Гончарова, Евдокия Костяная-Ткаченко, Валентина Костяная-Савенкова, Анна Костяная-Сидорова), у Савенковых Семёна и Настасьи, Беликова Никиты, Руднева Романа, Сенатора Ивана - по шестеро детей, у Матвеева Ивана, Куринского Михаила, Савенкова Андрея по пятеро. Семья Кузнецова Иллариона состояла из 23 человек, а Куринского Климентия из 32. У каждого из членов больших семей были свои обязанности, и по дому, и по хозяйству.
Конечно в такой семье, чтобы прокормиться и обеспечить себе достойную жизнь должны были работать не только взрослые, поэтому дети в крестьянских семьях были надёжными помощниками для своих родителей по дому и в поле. Сделав свои хозяйственные дела, некоторые из них могли после семейного совета ехать на заработки в город. Те, кто оставался дома, несли двойную нагрузку в работе по хозяйству, и часто на учёбу времени уже не оставалось, поэтому многие на селе так и оставались неграмотными. Так, например, из семи детей Костянного Артемия Ефимовича трое старших так и не научились ни читать, ни писать.
Время шло, деревня постепенно училась жить по-новому. К середине 30-х годов в колхозе было уже более сотни коней, коров, свиней и овец. Большая часть населения научилась читать и писать. Из района стала поступать информация о положении дел в стране и других хозяйствах. Появились первые комсомольские ячейки и пионерские отряды. В те годы комсомол активно обеспечивал надёжными кадрами важнейшие стройки страны. Не остались в стороне и “веснинцы”. В 1930-32 году одна из ударных комсомольских строек- я Новокузнецкий металлургический комбинат. Костянной Иван Артемьевич вместе с женой Марфой, сёстрами Ольгой и Марией, принимали участие в строительстве доменной печи на комбинате. Окончив сезон строительства, они возвратились с покупками и подарками домой. В настоящее время в краеведческом музее посёлка Степной в качестве экспоната находится один из таких подарков - высокие женские ботинки с галошами, приобретённые в то время Костяной М.А. (по мужу Гончаровой). И дома, в родной деревне, комсомольцы были в первых рядах строителей новой жизни. На районной комсомольской конференции 1940 года на должность председателя колхоза «Серп и молот» был выдвинут Дмитриенко Иван Никитич. После Ивана Никитича председателем работал Куринский Кузьма Климентьевич, далее Дмитриенко Дмитрий Никитич. К сожалению, не сохранилось никаких сведений о том, кто был первым председателем колхоза «Серп и молот».
Времена репрессий
Время шло. Теперь деревенька Веснина, не смотря на свою отдаленность от больших городов, более осознанно и глубоко переживала события происходившие далеко за её пределами. Стремления и мечты веснинцев, отношения между людьми, жизненный уклад деревни всё более представлял из себя маленькую модель той большой страны в глубине которой существовала и жила наша Веснянка. Поэтому вместе со своей страной деревенька переживала не только великие победы и гордость за происходящее вокруг, но и “болезни” молодого государства и горечь несправедливости и разочарования. Речь идет о волне репрессий и движении раскулачивания, охватившей СССР в конце 30-х годов ХХ века.
Под раскулачивание попали семьи зажиточных крестьян: Савенкова Поликарпа Григорьевича, Куринского Климентия Васильевича, Бочагова Дмитрия, Филинкова Василия, Шумакова Кирилла, Холодова Терентия.
Ночью 1937 года без всякого суда и следствия был арестован житель деревни Песняк Николай. Домой он так и не вернулся. Без отца остались трое детей – детей «врага народа», так в те годы называли. Детство у детей было не из лёгких.
Однако, массовых репрессий в деревне Веснина и окрестных сёлах, к счастью, не было. Во-первых: своё дело уже сделали процессы, предшествовавшие временам повальных арестов 30-х. Это политика активного раскулачивания более зажиточных слоёв сельского населения. В результате - многие семьи были сосланы, некоторые сами покинули свои обжитые места, уехали в города к родственникам в другие районы и области России. Так что в результате ссылок и массовой миграции населения репрессировать было уже некого, в деревне снова не хватало рабочих рук. Во-вторых: люди стали более осторожны не только в действиях, но в своих выражениях, мнениях, неугодных для вышестоящих чинов, да и народ в деревне был более дружен, сплочён и менее склонен к стукачеству
[1] Стукачество – (простонародное) от слова стукач – доносчик
[1] Доменная печь – специальное производственное сооружение – шахтная печь для выплавки чугуна из железной руды