Кто он, герой нашего времени? Наверное, на этот вопрос, ставший уже риторическим, можно отвечать по-разному. Проходят годы, меняются нравы, представления о герое. И все же, мне кажется, герой современности — это человек с таким характером, в котором отражается общественная жизнь эпохи, в которой он живет. Конечно, личности вершат историю, но и исторические события накладывают отпечаток на ум и сознание людей, живущих в определенное время.
Героем нашего времени и моей семьи я считаю мою прабабушку Екатерину Михайловну Карпову. Она в своей жизни испытала многое: коллективизацию, страшные годы Великой Отечественной войны, трудные послевоенные годы, перестройку, голодные девяностые… Удивительно ли, что эти исторические события она переживает как факты личной биографии, что эти переломные моменты, свидетелем которых она стала, научили ее размышлять и философски подходить к жизни? Я люблю слушать ее неторопливые рассказы о прошлом, размышления о настоящем. В ее рассказах далекие, казалось бы, исторические события становятся близкими и понятными.
Моя прабабушка родилась в 1922 году в деревне Вязь Стругокрасинского района Ленинградской области в крепкой и дружной крестьянской семье. В крестьянских семьях с малых лет родители приучали детей к труду. В полной мере испытала это на себе и моя прабабушка. Вместе со взрослыми сеяла хлеб, молола муку, отжимала масло на маслобойне, убирала лен. Изо льна шили белье, скатерти, полотенца. Посмотрит иногда бабуля на мои модные туфли и скажет: «Мы о таком и мечтать не могли, ходили чаще босиком, ведь обуви никакой не было. Правда, лапти вязали, но надевали их по особым случаям. Например, пешком да босые отправляемся в соседнюю деревню, где находилась церковь, а как подходим ближе, надеваем лапти».
В 1929 году еще маленькая Катя с родителями перебралась в Сибирь. Причину переезда сюда бабуля объясняет так:
— В нашем районе земли было маловато, вот отец с матерью и отправились на сибирские просторы, да и остались здесь на всю жизнь.
Остановились они в деревне Ярково Куйбышевского района Новосибирской области, поставили дом. Первый дом был саманка, то есть из саманного кирпича, который делали вручную из глины с добавлением соломы. Ох, и досталось тогда семье! Поля пахали на быках и коровах, сено косили вручную. Трудились не покладая рук, отдыха почти не знали. В 30–е годы вступили в колхоз. Пришлось отдать нажитое: 3 коровы, 2 лошади, косилку, грабли. Днем работали в колхозе, а по ночам – на домашнем хозяйстве. Жили бедно. Носили шабур (верхняя одежда, сотканная из шерсти без пуговиц), подвязывали опояской. На ногах – бродни (обувь из сыромятной, невыделанной кожи). Зимой носили тулупы, сшитые из овчины, валенки (по-сибирски – пимы). Ели в основном картошку в «мундирах», то есть сваренную неочищенной. Всю нехитрую посуду делали из красной глины сами: кринки, горшки. Мебель была тоже сделана отцом: деревянные лавки, табуреты, комод. Несмотря на тяжелый труд, семья была чистоплотной, мать поддерживала идеальный порядок в доме. Некрашеный стол и полы мыли и скребли ножом. В бане мыли волосы щелоком (древесную золу опускали в воду, она становилась мыльной).
Молодость прабабушки Екатерины Михайловны пришлась на тяжелые 40-е годы. Она сначала работала в Верх-Ичинском сельском совете. С утра до ночи ходила пешком по деревням, собирала военный налог.
— Сейчас вот автобусы ходят по расписанию, автомобили почти в каждой семье, а я в предвоенные годы версты ногами мерила, — ворчит иногда баба Катя. — Трудно было, особенно в непогоду. Идешь кое-как, ноги вязнут в грязи, вся вымокнешь до нитки, продрогнешь, но идти надо. Голодать, слава Богу, мне не приходилось, хотя хлеба не было. Помню, приду домой, а мама наварит картошки в мундирах, да моркови со сливками сготовит в русской печке, вот вкуснятина-то была!
Я как-то посмотрел по телевизору передачу о Сталине и царивших тогда жутких порядках, пожалел бабушку, мол, в какие страшные времена пришлось жить. И с удивлением услышал от нее, что она сталинское правление вспоминает с уважением. Оказывается, она считает, что в те далекие времена порядок был, дисциплина.
В селе Екатерина Михайловна вышла замуж за моего прадедушку Александра Павловича Карпова. Его часто переводили из одного села в другое (работал учителем начальных классов). Трудилась дома, воспитывала дочек. Похоронила родителей, сначала отца, затем маму. Родители ее умерли оба на 82 году жизни: отец в 1961 году, мать — в 1970. Похоронены в с. Ярково. Когда прадедушку в очередной раз перевели в село Осиново, она устроилась продавцом в местный хозяйственный магазин, где трудилась до самой пенсии, и ни разу такого не было, чтобы она обманула покупателя.
— Зато сейчас, как ни приду в магазин — почти всегда обмануть пытаются. Но я не молчу, а добиваюсь справедливости, и всегда права оказываюсь, — волнуется бабуля. Для бабушки одно из самых важных правил — быть честным человеком, чтобы совесть всегда была спокойна.
Часто мою бабушку можно увидеть с газетой в руках: чтение — одно из любимых ее занятий, поэтому она в курсе всех политических событий. Когда начались страшные события на Украине, она с дрожью в голосе комментирует:
— И в страшном сне не могло присниться то, что происходит с нашими братьями. Как могло произойти, что в мирной стране началась гражданская война? Видно, забыли люди уроки Великой Отечественной…
Сейчас у Екатерины Михайловны 6 правнуков, поэтому скучать не приходится. Всех она любит, каждому находит доброе, ласковое слово. Глядя на свою бабулю, я думаю: а ведь она счастливый человек! Она прожила честную жизнь, ей не нужно стыдиться за своих детей, она сделала все, чтобы в ее стране жить стало лучше. Однажды я прочитал в социальных сетях такое высказывание: «Героя времени нет. Герои ушли. Отсутствие героя и есть символ нашего времени». Я не согласен. Именно такие люди, как моя бабуля, и есть герои нашего времени.