Интервью с фото-художницей Полиной Гнездиловой

DSC_1270

Полина Гнездилова несколько лет занимается художественной фотографией. Основная тема её фото-проектов — это творчество русских писателей, эпизоды российской истории и, конечно, русские сказки. Не случайно любимые художники Полины – М. Врубель, В. Васнецов и И. Билибин, в творчестве которых она и черпает своё вдохновение. Вот некоторые из последних проектов Полины:  «1812», «Хозяйка медной горы», «Алёнушка»

Корреспондент: Как давно ты занимаешься фотографией?

Полина: Фотографией занимаюсь давно, даже стыдно признаться сколько, потому что тот результат, который сейчас есть, мне кажется, мог бы быть лучше. А если говорить о качестве тех проектов, которые меня устраивают, то это последние два года.

В чём черпаешь вдохновение?

В изобразительном искусстве, литературе, истории. Если это изобразительное искусство, то это в основном творчество наших русских символистов и русский модерн.

Что любишь читать и что читаешь сейчас?

Отдаю свое предпочтение русской литературе, особенно двадцатому веку: Куприн, Бунин, Булгаков, Бродский, Маяковский, Рождественский, Ерофеев – именно к этим авторам возвращаюсь чаще всего. В зарубежной литературе раньше привлекали французские романисты – Гюго, Дюма, Мопассан. Не могу не отметить также Ремарка и Цвейга. Сейчас знакомлюсь с литературой философского толка, в данный момент читаю «Тошноту» Сартра, на очереди Кафка, Гессе и Камю.

Есть любимая книга? Может книга, перевернувшая твой мир?

Пожалуй, любимой книгой  назову «Мастера и Маргариту» Булгакова. Сколько бы ты к ней не возвращался, если и не открываешь что-то новое, то наблюдаешь определенную перемену своих взглядов в отношении того или иного вопроса, т.е. она служит неким мерилом, потому что Михаилу Афанасьевичу удалось собрать там чуть ли не все «вечные вопросы».

А читаешь ли книги посвященные фотографиям? Или специализированные журналы?

По фотографии прочла пару книжек, одной из которых была инструкция к фотоаппарату. Журналы просматриваю, но без фанатизма.  В фотографии лучший учитель – практика.

Кстати, о практике. Помнишь свой первый фото-проект? Что о нём думаешь?

Первый проект прекрасно помню – хранится у меня в папке «Посторонним вход воспрещён». Он был провальным! Меня пригласили снимать «на квартиру», и только потому, что тогда было круто иметь штатив, а у меня он как раз был. Этот проект был посвящён аниме. Мне кажется, он был провальным уже на этапе своей задумки. Но он был – надо ведь с чего-то начинать.

В основе некоторых твоих работ лежит русский фольклор. Почему именно эта тема?

Наверное, потому что мне близка тема русской истории. Мне вообще близко всё русское, можно сказать, что я славянофил. Я люблю в большей степени русскую литературу, нежели зарубежную, русский кинематограф.

Тогда что для тебя патриотизм?

Я, пожалуй, не буду в этом плане оригинальна. Это любовь к Родине, уважение, память о её свершениях, о её истории.

Как ты считаешь, русские сказки можно назвать альтернативой очень популярному сегодня фэнтези?

Я думаю, да. Но не те сказки, которые мы помним из детских рассказов, а переработанные литературные вещи. Например, то, что нам даёт Бажов или Пушкин.

Что для тебя самое важное в работе над проектом?

Поддержка моей команды, горение одной идеей.

Тяжело подобрать место для съемки?

Скажем так, не столько тяжело его подобрать, сколько тяжело потом снимать на этом месте. Хотя, конечно, если мне нужны какие-то архитектурные вещи, то это проблема, потому что в Новосибирске такое найти трудно. А если мы ищем пейзажи, то с этим попроще.

Все твои фотографии – очень красочные, сочные. Цвет для тебя – это символ, или есть другая причина? Может быть, просто не любишь черно-белое фото?

Я люблю черно-белое фото. Для меня в черно-белой фотографии важно, что в ней на первый план выходят эмоции. А что касается моих проектов, то я попросту не вижу фольклор в черно-белом цвете – это было бы слишком бедно для него.

Что для тебя самое тяжелое в художественной съемке?

Наверное, тяжелее всего подготовка: найти какие-то атрибуты, или изготовить их.

Можешь себе представить образ идеальной модели?

Это мои модели, пожалуй. Актёрское мастерство, большой спектр эмоций, любовь к темам наших работ – это я и нашла в своих моделях.

Тогда как ты считаешь, незаменимые люди бывают?

Я считаю, что незаменимых людей нет. Но был период, когда мы перестали работать с одной моделью, и я начала работать с моделями «со стороны». Тогда у меня в каком-то плане пропало вдохновение. Для меня моя модель – это источник вдохновения. Я часто развиваю идею именно для конкретного человека, вижу, что ему подходит. Поэтому, некоторые люди всё-таки незаменимы.

Случается ли, что тебе не хочется фотографировать? Например, нет настроения? Или сюжет перестал привлекать?

У меня это бывает каждую съёмку, наверное. Я просыпаюсь утром в назначенный день и думаю: «Давайте не будем, давайте всё перенесём!» Приходится себя пересиливать. На самом деле это обыкновенный страх: ты думаешь, что ничего не получится, или получится не так, как ты хотел. А вообще, бывает, что я отменяю давно запланированные проекты – они перестают интересовать.

Опираешься на опыт других фотографов?

Да. У меня есть любимые фотографы: Юсуф Карш, Ричард Аведон, Филипп Халсман. А из современных фотографов, которые ближе к моей тематике – Катерина Плотникова. Я была на двух её мастер-классах, и она помогла мне открыть новые горизонты.

К чьему мнению о фотографиях ты прислушиваешься больше всего?

К своему. И к голосу членов моей команды.

Скажи, фотограф должен учиться?

Думаю, что да. Как учиться – это выбор каждого. Творить – это тоже значит учиться, развиваться. Главное не зацикливаться на приобретении навыков.

А сама фотография может учить чему-нибудь?

Это зависит от сюжета.

Фотограф – это художник?

Если фотография – это созидание образа, то да – это художник.

Для тебя фотография может стать способом заработка?

Я не вижу фотографию своей основной деятельностью, хотя время от времени беру и коммерческие проекты.

Многие фотографы продают свои работы. Какими качествами надо обладать, чтобы в своём творчестве не скатиться до работы ради продаж?

Самоуважением, честностью с клиентом. Если, например, фотографу не нравится тематика, предлагаемая клиентом, то надо чётко выражать свою позицию. Но я, пожалуй, не стала бы мешать всё в кучу. Часто фотография – это не способ самовыражения, а именно коммерция.

Составь образ успешного человека.

Мне кажется, что успешный  человек – это человек находящийся в гармонии с собой. Хотя, возможно, я намеренно подменяю «успешный» на «счастливый». Просто «успешный»  имеет  какой-то меркантильный оттенок.

Что для тебя главное в жизни?

Главное, пожалуй, чтобы близкие люди были здоровы и счастливы. Ну и немножко гармонии с собой не помешает. Все остальное приложится.

Есть совет для тех, кто стремится раскрыть себя в творчестве?

Не надо гнаться за лучшей техникой. Лучше смотреть на чужой опыт, но не копировать, а учиться. Но самое главное – не бояться, а делать, невзирая ни на какие препятствия!

беседовал Александр ЧЕЛНОКОВ