Кудрявцев Александр Ильич
Кудрявцев Александр Ильич

Родом из д. Белова Барабинского района Новосибирской области. После окончания пяти классов пошел работать в колхоз, выполнял разные работы.

В армию Александра Ильича призвали перед войной. Военную службу постигал в стрелковом полку, где вскоре стал младшим сержантом.

А тут война. Воевал на Украинском фронте, имеет два ранения - в ногу и голову... После окончания войны армейские будни для А.И. Кудрявцева продолжались до 1951 года в войсках МВД на Украине.

В Колывань семья Кудрявцевых переехала в 1964 году. Сначала Александр Ильич возглавлял пожарную охрану, потом перешел на работу в неведомственную охрану. С 1982 года ветеран - на заслуженном отдыхе.

Кудрявцев Александр Ильич // Трудовая правда. – 2002. – 1 марта. – С.9. Из воспоминаний А.И.Кудрявцева:
- На фронт меня призвал Барабинский райвоенкомат в 1943 году, - вспоминает Александр Ильич, - тогда мне исполнилось 17 лет и четыре месяца. Но сначала, до наступления совершеннолетия, отправили в учебную школу снайперов в Асино Томской области, затем в Тюмень, в школу младшего командного состава. Учеба подходила к концу, шли тактические занятия на озере Андреевское и отсюда нас по тревоге отправили маршем на станцию Ямутовская и эшелоном в Западную Украину. Группа была зачислена в 218-й стрелковый полк, а затем мы вошли в состав 81-й стрелковой дивизии. Я был назначен командиром пулеметного расчета, позже стал командиром пулеметного отделения. Всю войну, а она для меня закончилась в 1951 году, я прошагал с пулеметом Дегтярева. Он был верный друг и товарищ. Однажды даже спас жизнь. А было вот как: боевые действия проходили тогда по Ровенской, Ивано-Франковской, Волынской областях, где сражалась наша дивизия. Шел 1944 год, немцы оказывали не очень сильное сопротивление, и мы их гнали ходом. В одном из боев, когда я перебегал на новый огневой рубеж, меня ранило в голову. Но пуля задела по касательной благодаря тому, что на плече висел пулемет и его диск прикрывал мою голову. Походил немного с повязкой, но был в строю. Второе ранение в ногу получил уже на границе с Польшей, и тоже повезло - кость пуля не задела.

Ветеран показал место, куда получил ранение, и продолжил свой рассказ.
- Чуть более месяца пролежал в госпитале и снова в свой родной полк. На территории Польши воевать долго не пришлось: нашу бригаду развернули и перебросили снова в Ровенскую область. С уходом войск обнаглели националисты, в результате чего началась новая война. На фронте с немцами было ясно и понятно: кто и где твой враг, в каком он направлении, а здесь не знали откуда ждать пули. Националисты хорошо подготовились к диверсионной войне. В «схронах» (так называли укрытия), которые были подготовлены в лесу и на болотах, имелось много оружия, боеприпасов, медикаментов и продовольствия. Прятались там и бандиты, многие из них жили и среди мирного населения. Идешь по улице и думаешь, кто идет навстречу, друг или враг, всегда держишь себя в напряжении и боевой готовности. Перед нами стояла боевая задача находить эти «схроны», вскрывать и уничтожать все, что там было. Но найти, где прячутся бандиты, было не так-то просто. Кроме того, они всячески старались охранять свои подземные лагеря, поэтому часто происходили стычки с применением огнестрельного оружия. И вот в таком режиме каждые день и ночь все шесть послевоенных лет. Среди нашего личного состава были потери, непо¬далеку от воинской части выросло отдельное кладбище. Там хоронили погибших, боюсь ошибиться, но мы за годы борьбы с националистами потеряли более двухсот человек. Их ждали дома, все считали, что война кончилась и их сыновья вернутся домой живыми.

Ветеран замолчал, о чем-то вспоминая, а я, воспользовавшись паузой, спросил: помнит ли он день Победы?
- Помню хорошо. Возвращались мы с очередного задания, до нашей базы оставалось километров пять или шесть, не более. Шли лесом, выставив посты охранения, и наш радист (в каждой боевой группе была своя рация) поймал сообщение, что Германия капитулировала - Победа! Что тут началось: стреляли, не жалея патронов, кричали «ура»! Обнимали друг друга. Бандиты подумали: идет бой и вышли группой на нас, чтобы помочь своим. Завязалась перестрелка, но все обошлось благополучно, Придя в казарму, организовали праздничный ужин, и выпили за Победу. Я уже говорил, что война для меня продолжалась еще шесть лет, правда, был в отпуске, встретил родных братьев, слава Богу, остались живы, сфотографировались на память.

По рассказам Александра Ильича, после демобилизации он остался на Украине, работал в пожарных частях Ровенской и Волынской областях. В 1961 году по семейным обстоятельствам вернулся на Родину, в Барабинский район, а в 1965 году был переведен в Колывань. Шесть лет проработал начальником пожарной части. Затем, более десяти лет, руководил отделением вневедомственной охраны, откуда и ушел на заслуженный отдых.

Бочков, Е. Из рассказов солдата // Трудовая правда. – 2010. – 26 февраля. – С.4.

дата записи: 2012-02-14