Родился в большой рабочей семье в Колывани. В 1943 году добровольцем пошел на фронт, стал минометчиком. Однажды попал под бомбежку, был ранен в ногу. Затем госпиталь, лечение, но сохранить ногу врачам не удалось.
В феврале 1945 года вернулся домой. Нужно было налаживать жизнь, но не всякая работа подходила инвалиду, для иной нужно было образование, а до войны А.П. Дедов закончил всего только четыре класса. Проучившись три года, он сдал экзамены за семилетку. Потом учился на механика бытовой техники, закончил курсы портных и закройщиков. Все это в жизни пригодилось.
В 1979 году по инвалидности ушел на пенсию. Боевой и трудовой путь Александра Прокопьевича отмечен орденами Отечественной войны обеих степеней, медалями «За отвагу», «За доблестный труд» и другими наградами.
Дедов Александр Прокопьевич // Трудовая правда. – 2002. - 16 января. – С.11.
Из воспоминаний А.П. Дедова:
В преддверии дня Победы мне посчастливилось встретиться с замечательным человеком, фронтовиком, коренным колыванцем, мужественным и геройским парнем, выдержавшим и преодолевшим не только страшную войну, но и нелегкую послевоенную жизнь - А.П. Дедовым.
Родился Александр Прокопьевич в большой семье в Колывани на улице Крестьянской, которая теперь носит имя Героя Советского Союза В. Соловьева, и ветеран гордится этим.
- Трудиться пришлось, - рассказывал Александр Прокопьевич при встрече, - с тех пор как только начал помнить себя.
По совету старших пошел учеником сапожника. Как говорил отец Прокопий Егорович: «Всегда будешь, Сашка, с куском хлеба». И эта профессия впоследствии стала его судьбой. Уже до войны он стал профессиональным сапожником и членом трудового коллектива промартели «Красный луч», отсюда ушел на фронт 17-летним парнем. Повестку ему вручили в 1943 году в канун празднования Октябрьской Революции - 6 ноября. Новобранцев на нескольких конных подводах отправили на станцию Чик, а оттуда электричкой в г. Бердск. Зачислили Дедова в полковую школу, и после учебы в звании сержанта он был отправлен на Ленинградский фронт. В то время обстановка под Ленинградом нормализовалась и наш эшелон развернули и направили в район г. Нарвы, где начались ожесточенные бои за освобождение Прибалтики.
- То, что мы едем на фронт, поняли, когда эшелон стал останавливаться из-за периодических налетов немецких самолетов, - вспоминает ветеран. - В один из налетов бомбы попали в наш состав, меня ранило в голову. Я потерял сознание, но ненадолго, травма была незначительной, и меня оставили в строю.
По прибытии в район боевых действий группу, в которой был А. П. Дедов, зачислили в 191-й стрелковый полк, в седьмую роту. Александра Прокопьевича назначили командиром пулеметного расчета. С боями их полк прошел несколько десятков километров и вышел к реке Нарва.
Наша разведка донесла, что противопо¬ложный берег сильно укреплен немцами. Мост взорван, остались одни торчащие из воды сваи. Перед бойцами была поставле¬на задача - оперативно, любой ценой, форсировать реку, расчистить плацдарм, чтобы открыть путь основным силам 201-й стрелковой дивизии на Прибалтику.
- Перед форсированием, - продолжил А.П. Дедов, - командир роты сказал: «Сибиряки, выйти вперед!». - Нас набралось человек пятьдесят, точно сейчас не помню. Перед нами была поставлена задача первыми идти на форсирование реки. Из подручных средств наш расчет сколотил что-то вроде плота, началось наступление. В том месте, где мы форсировали, река Нарва была не очень широкой, примерно как наш Чаус, на котором я вырос и научился хорошо плавать, это мне очень помогло при форсировании.
Но течение реки было очень быстрое, а это затруднило переправу. Немцы открыли по нам ураганный огонь. Наш плотик перевернуло, пулемет ушел на дно, чудом его удалось достать и снова плыть к тому берегу, где немцы. В воде погибло много ребят, вода в Нарве от крови стала красной...
Ветеран смолк, видимо, вновь увидел кар¬тину того страшного боя, изменился в лице, на глазах появились слезы, он их не скрывал. В наступившей паузе в разговор вступила внучка Александра Прокопьевича - Наташа.
- Я с дедушкой живу почти всю свою жизнь, он взял меня к себе, когда мне было полтора года, - рассказала она. - Воспитал меня, дал образование, научил жизни, теперь я за ним ухаживаю, ведь ему уже 84 года. У него была сложная и трудная жизнь. Дедушка, расскажи, как было дальше, как тебя тяжело ранило, - обратилась Наталья к Александру Петровичу.
- Дальше было вообще как в кошмарном сне, от стрельбы ничего не было слышно, плюс крики, вопли, - продолжил свой рассказ ветеран. - Выбравшись на берег, мы бросились на немцев. Завязалась рукопашная схватка со стрельбой, да еще немцы, будь они прокляты, пустили на нас овчарок. Приходилось не только бороться с фашистами, но и уничтожать собак, они здорово мешали вести бой. Натиск с на¬шей стороны был сильный, несмотря на большие потери, немцы не выдержали. И тут меня тяжело ранило в ногу. Все хорошо помню, в полевом госпитале, куда сразу доставили, врач ска¬зал: «Нужно ампутировать конечность до самого паха, чтобы спасти жизнь, другого выхода нет». Я согласился. Затем перевели в госпиталь в г. Рига, к тому времени ее освободили наши войска. Долечивался в Новосибирске. Домой в родную Колывань вернулся только в феврале 1945 года полным инвалидом, было еще ранение в бок.
Встал вопрос: как жить, что делать? Двигаться к киоскам и заливать с такими, как он, судьбу и горе водкой, или бороться за нормальную жизнь. Александр Прокопьевич выбрал второе. Пришел в родной коллектив, его приняли как своего, снова сел за сапожный столик. Артель меняла название: «Красный луч», «Производственник», «Фабрика бытового обслуживания». Росло производство, увеличивалась сфера услуг, а вместе с ними рос профессионально Александр Прокопьевич. В начале пятидесятых окончил профшколу в г. Новосибирске и стал мастером-механиком швейных машин, проработав в этой должности до выхода на пенсию.
За войну опустел родной дом, из четырех братьев, ушедших на фронт, вернулся он один и то инвалидом. Постарели родители, как-то нужно было устраивать личную жизнь. Стеснялся ухаживать за девушками, думал, кому он нужен такой. Но однажды увидел Олю (будущую жену) и понял - это его судьба, влюбился. Долго ухаживал, но сердце Оли покорил, зарегистрировались в 1949 году, а в 1950 году родилась дочь Людмила, в 1984-м - сын Александр. Но через тринадцать лет счастливую семью Дедовых потрясло невосполнимое горе - во время грозы погибла дочь, долго пришлось переживать такую страшную семейную трагедию...
Я пролистал семейный архив, выбрал нужные фотографии для газеты. Посмотрел Почетные грамоты и Благодарственные письма за честный и добросовестный труд Александра Прокопьевича, обратил внимание на подписи руководителей района: Юрия Севостьяновича Балобанова - первого секретаря Колыванского района, директоров фабрики П.Г. Настенко, А. В. Зизюли - это тоже уже история.
Внучка внесла парадный пиджак дедушки-фронтовика, на котором красовались два ордена Отечественной войны, орден Красная Звезда - за форсирование р. Нарва, медаль «За победу над Германией», другие награды. Все это подтверждение тому, что мой собеседник мужественный, настойчивый, порядочный и геройский мужик.
Бочков, Е. Гвардии сержант Дедов // Трудовая правда. – 2010. – 14 мая. – С.4.