Кто знает, как бы сложилась судьба у паренька из Пихтовки Коли Балтусова, если бы не война. Она перечеркнула всю его жизнь, когда было Николаю всего лишь 19 лет. На фронт его забрали в 1942 году. Вместе с другими новобранцами правили на пять месяцев в пехотное училище, а затем, необстрелянных, молоденьких – под Москву. И тут война, как бы выбрав себе жертву, не на шутку сразу же вцепилась в молодого солдата. Первого мая его ранило. К счастью, тогда пуля лишь царапнула и отлетела, сорвав с головы пилотку. А потом пошло - поехало. В 1943 году здесь же под Москвой рыли они окоп с лейтенантом. И окажись Николай повыше его, а не внизу окопа, тут бы его и нашла смерть. Три месяца после лечился, а из пальцев, локтя, из лица врачи вынули множество осколков. Затем война забросила молодого бойца под Витебск на второй Белорусский фронт. Воевал. Но и здесь пуля дура следила. Получил ранение в ногу, разорвало мышцы. Снова пять месяцев госпиталя. Порой его одолевала непомерная злость. И на эту проклятую войну, и на себя, что валяется на койке и не может фашистам доказать, на что способен сибиряк из таежного села. Поправился и вместе со своей частью снова на поля сражений. Теперь уже под Варшаву.
- Ну, все, хватит, - думал Николай, - теперь-то уж не попадусь я так просто под пули и снаряды. Теперь-то повоюю. Он очень верил, что придет конец фашистам и вернется домой к матери, родным. Когда писал домой, то умалчивал о своих ранениях, писал, что жив, здоров, приветы слал землякам. А впереди война, с ее обезображенным ненавистью лицом, поджидала солдата. Она никак не хотела смириться с тем, чтобы этот молодой храбрый парень остался живым. Она словно чувствовала, что если не хватит в рядах русских бойцов хотя бы одного такого, и Гитлер победит. И решила добить Николая Балтусова... В октябре 1944 года в одном из боев свела она с ним счеты жестоко, коварно, беспощадно. Думала, что, наконец-то, свершила свое черное дело. И снова просчиталась. Бойцы-однополчане доставили Николая с поля боя без сознания. Он был тяжело ранен в голову, снесло даже часть черепа. Врачи провели операцию со всей тщательностью, хотя знали, что такие не живут. Просто выполняли свой долг.
Но сибиряк выжил! Всем смертям назло выжил! После операции парализовало всю правую часть тела. Его госпитальная жизнь началась с польского города Белостока, затем Гомель, Полтава, Харьков. Он долго был без сознания, лишился речи. Врач, лечивший его, честно потом сказал солдату: «Такие выживают один из тысячи. Раз выжил - будешь жить». Восемь месяцев кочевой жизни по госпиталям. День Победы встретил в Харькове. Вынесли его на носилках на улицу. Кругом зелень, солнце, яблони, вишни в цвету. Народу много. Музыка играет. А люди, кто плачет, кто смеется. Обнимают друг друга. Из Харькова до самой Пихтовки Николая Балтусова сопровождала медсестра. Он мог едва-едва передвигаться на костылях.
Вся Пихтовка сбежалась встречать его. Горе и слезы матери. Но все-таки сынок ее вернулся живой. Другие вот матери не дождались. Мать, как за малым дитем ухаживала за ним, подбадривала. А сын лишь благодарными глазами смотрел на нее, потому что и дома не говорил еще пять месяцев...
Прошло одиннадцать лет. И решил он пойти в совхоз, попросить работу. Не отказали солдату. Приняли вахтером. Не тяжело и все же на людях. В трудовой книжке единственная запись. 34 года отработал в совхозе. Сначала его все жалели. Но видя жажду жизни Николая Ивановича Балтусова безмерно зауважали. Да и характер у него золотой. Добрый, детей любит. Личная жизнь не сложилась, но воспитал хорошего сына. Владимир Николаевич работает главным механиком в Бакчарском лестранхозе. Дома Николай Иванович делает все сам. Картошку научился чистить левой рукой, в огороде помаленьку копается.
Каждый год, когда наступает 9 Мая, Николай Иванович достает свою солдатскую кружку, наливает немного спиртного и пьет за Победу, за своих боевых друзей, у него нет теперь злости на войну. Она, подлая, просчиталась вместе с теми, кто развязал. Солдат жил, солдат жив, солдат будет жить!
Эту историю рассказала сноха Николая Ивановича Балтусова - учительница Любовь Николаевна Балтусова. Жизнь ее свекра достойна подражания.
Закамская, Л. У войны жестокое лицо // Трудовая правда. - 1994.- 7 мая. – С.8.