За весь период Великой Отечественной войны нас постоянно держала в напряжении Япония - союзник Германии, и заключительным этапом второй мировой войны явилась компания советских войск на Дальнем Востоке.
Много было переброшено составами техники и людских резервов: поезда шли в те времена только на Восток. На одном из эшелонов ехал и наш 17-летний паренек из Юрт-Акбалыка Мишка. Это случилось в мае 1944 года, и сразу поезд увез его на самый «дальний Восток» - на станцию Единомениновская Шкотовского района.
Здесь же, в Шкотовке, был зачислен в школу младших командиров. Окончил ее в звании старшины II статьи.
После школы командование направило Михаила Шафиковича в 21-ю боевую линейно-раз¬ведывательную дивизию Тихоокеанского флота в 49-й полк.
- Уже на станции Шикищино, - рассказывал ветеран, - обслуживали мы торпедные бомбардировщики Л-3, соответственно снаряжали их не только торпедами, но и бомбами на всякий случай. И этот всякий случай вскоре пригодился. Как только войну объявили японцам, самолеты по приказу командования улетали бомбить вражеские гарнизоны в городах, а не торпедировать суда. Наша дивизия тогда полностью парализовала вражеские войска и нанесла большой урон городам Сайсен, Райсен, Ронан. Это было, по сути, первое наше боевое крещение. Мы ждали с нетерпением своих командиров, волновались за них, да и сами страху натерпелись: что говорить, ведь были еще пацанами. Говорят, что с японцами было проще воевать. Не спорю, что на западе было намного жарче, но и наша дивизия делала в сутки по 3 - 5 вылетов и на города, и на вражеские корабли. Были, конечно, и потери.
Пока самолеты были на боевых заданиях, мы без дела не сидели: заряжали патроны, а затем вставляли их в пулеметные ленты. Патроны в лентах были разных цветов, чтобы удобней было вести бой.
И так, пока не прекратились с японцами боевые действия, вели повседневную работу. День Победы отпраздновали хорошо, и были торжественные мероприятия. После капитуляции Японии к нам пришли американские бомбардировщики «Бостон», но они нашим летчикам не понравились, куда потом они подевались, я не знаю, но видимо, их сменили. А еще пришли на вооружение американские истребители «Кобра», но и на этих машинах не исполняли задания по охране морских рубежей.
Меня перевели в школу на Русский остров, где получил профессию шофера, и она впоследствии сгодилась при работе в МТС.
После окончания этой школы служил в бухте «Разбойники» на торпедном катере Т-75. Это уже в составе морской базы мы несли охрану морской границы, ловили браконьеров, несколько раз вели огонь на поражение, стреляли и в нас.
Демобилизовался в 1951 году. Было время голодное, нужно было работать и работать, и я крутил баранку. В ноябре 1951 года руководство Кандауровской МТС направило меня на курсы механиков в Колыванскую школу механизации. Получил специальность механика-электрика и проработал в энергетике всю сознательную жизнь.
На кителе у Михаила Шафиковича медали «За Победу над Германией в 1941 - 1945 гг.», «Над Японией», «За боевые заслуги», орден Отечественной войны и, конечно же, он в тельняшке. В конце разговора я пожелал ему крепкого здоровья, морской закалки и всех благ.
Бочков, Е. А ты моряк, Мишка … // Трудовая правда. - 2005. – 22 июня. - С.4.