Жизнь каждого человека начинается одинаково, а вот судьбы у всех складываются по-разному. У одних - легко и счастливо, у других все намного сложнее. Кто-то видит счастье в деньгах, а у многих, особенно у людей старшего поколения, ценности совсем иные.
Петр Семенович Шмендель родился 30 июня 1923 года в Никольском Колыванского района, в семье крестьян. Семья была большая - семеро детей и родители. Учился в сельской школе, закончил шесть классов. С 12 лет работал вместе со взрослыми, косил и метая сено, возил копны...
В декабре 1941 года по призыву Колыванского райвоенкомата был призван в армию. 300 человек из нашего района привезли в Томск, где попал в пехоту. Три месяца проходили обучение воинским «премудростям», а в апреле 1942 года в эшелонах повезли на фронт - под Курск, станция Касторная.
После трех дней оборонительных боев попали в окружение. Был дан приказ с боями отступать. Немцы по количеству техники превосходили советские войска, поэтому отступали под шквальным огнем. По словам Петра Семеновича, многие полегли в тех боях, многих ранило.
- Я тоже тогда получил осколочное ранение, - рассказывал П.С. Шмендель. - Некоторые, будучи ранеными, попали в плен. Когда мы вышли из окружения, нас, раненых, погрузили в машины и вывезли к станции, где, разместив в эшелонах, повезли в госпиталь, находящийся в Мичуринской области на станции Кочетовка. Полтора месяца находился на лечении, а затем из тех, кто был поставлен на ноги, был сформирован взвод, который был переброшен в Ленинград.
Мы держали оборону в очень тяжелых условиях, но тяжелее все-таки было гражданскому населению. Нас хоть худо-бедно кормили, а в городе выдавали в день пайку весом 200 граммов на человека. Я помню, что люди умирали как мухи. Страшно было видеть лежащих на улице непогребенных ленинградцев.
Мы, солдаты, помогали гражданскому населению, чем могли. Приходилось тушить выпускающие военную технику заводы, помогать жителям Ленинграда в захоронении родных и близких... До сих пор это все стоит перед глазами.
В 1943 году в январе советские войска перешли в наступление и прорвали блокадное кольцо. Во время боев Петра Семеновича тяжело ранило. Четыре месяца пролежал он в госпитале. После лечения попал в часть, воевавшую под Псковом.
С этого времени помню только наступления, - рассказывает Петр Семенович. - С боями дошли до Латвии. В Риге нам дали отдохнуть целый месяц. Подходило пополнение... И вот последний бой - седьмого мая 1945 года, а восьмого фашисты «выбросили» белый флаг! Надо было видеть, как мы плакали и смеялись! Немцы, которые целыми дивизиями в то время сдавались в плен, тоже радовались по-своему - лезли к нам с поцелуями, кричали: войне капут, обнимали друг друга - смех и грех... Наш полк разместили в палаточном городке, куда приезжали известные певцы и артисты. Помню выступление Руслановой с ее знаменитой песней «Валенки». И было непривычно тихо: ни выстрелов, ни разрывов бомб, а в сентябре пришел приказ о демобилизации тех, кто был дважды ранен или достиг 45 лет...
К седьмому ноября Петр Семенович вернулся в родное село, где его ждали отец, мать и младшие братья и сестры. Работать устроился водителем автохозяйства в Колывани, встретил красивую девушку Клаву, которая жила в Чаусе. Прожили душа в душу 51 год, воспитали двух детей - сына и дочь. Сейчас у них четыре внука и один правнук.
Васильева, Н. Я помню, как все это было // Трудовая правда.- 2005. – 15 апреля. – С.4.