С каждым годом все меньше и меньше остается на нашей планете людей, чьи судьбы были опалены Великой Отечественной войной, людей, ставших не по своей воле очевидцами и участниками событий страшной войны. И не должны мы забывать о них.
Детство Григория Иосифовича прошло, как и у многих его сверстников: окончил 4-классную Никольскую школу, пошел работать. В 1940 году женился. А тут война...
16 июля совсем еще молодого Гришу Шклавцева призвали в Советскую Армию. Поначалу их часть отправили на восточные границы, а в начале 1942-го перебросили под Сталинград. Вот тут-то, будучи минометчиком, и получил Григорий Шклавцев свое первое ранение в руку. Пролежал 3 месяца в госпитале. После этого его отправили сначала в запасной, а позже в учебный батальоны. Потом снова фронт, а в 1944 году новое ранение, теперь уже в ногу. Опять 3 месяца по госпиталям, а затем вернулся в свою часть. Но опять долго воевать не пришлось. Получилось по пословице «Бог троицу любит» - новое, третье, ранение. Очень сильно повреждена была правая нога.
- Я, наверное, в рубашке родился, - смеется Григорий Иосифович, - столько раз в самое пекло войны возвращался. И живой остался!
После третьего ранения, в августе 1944 года, лежал Григорий Иосифович в госпиталях под Ленинградом и Ижевском. Мало было надежды на его выздоровление. Температура 2 месяца не спадала, да и есть уже ничего не мог - боль не уходила. Помог случай. Приехал в госпиталь профессор из Сибири. Он-то и сделал Шклавцеву операцию, предварительно заморозив ногу, так как наркоз никакой уже не действовал.
- Повезло тебе, - сказал позже Григорию этот профессор, - еще бы день-два, и гангрена началась бы...
Так, Григорию Иосифовичу Шклавцеву пришлось пролежать в госпитале 9 месяцев, и Победу встретил здесь же.- Известие о нашей Победе в войне не было таким уж неожиданным. Казалось, весь воздух был наполнен приятным ожиданием этого события. И все-таки, сколько радости принес тот день, когда мы услышали сообщение по радио о Победе, словами не передать. Конец испытаниям солдат и офице¬ров, конец страданиям наших матерей.
Иногда я слышу: «А что война? На ней не было страшно». Я этому не верю. Другое дело, что об этих чувствах сильно не задумывались. Был при¬каз идти в наступление, и шли. Потому что другого пути не было. А рядом падали один за другим боевые товарищи, тебя самого смерть подстерегала повсюду. Разве это не страшно?
После выписки из госпиталя, в 1945 году, окончил Григорий Иосифович там же, в Ижевске, танковую школу. А в конце октября этого же года вернул¬ся домой, в родное село. Сыну шел уже четвертый год. Устроился на работу трактористом и проработал тринадцать лет. Когда тяжело стало работать на тракторе, Григорий Иосифович сменил работу на более легкую.
Полянская, Т. Шклавцев Григорий Иосифович // Трудовая правда. – 1995. - 18февраля. – С. 4,9.