Встреча с Полиной Александровной Ольхинои произвела на меня неизгладимое впечатление. Как могла эта женщина, пройдя врата ада войны, в двадцать два года оставшись без руки, сохранить и по сей день необычайный оптимизм, жизнелюбие, работоспособность и еще многие качества, которые помогают ей жить? Полине Александровне уже 72 года.
Родом она из Новосибирска, до войны выучилась на закройщицу легкого платья, а затем, в 1943 году, как и многие сибиряки, добровольно пошла на фронт.
Военная судьба распорядилась так, что молодая, высокая, красивая девушка Полина попала на Украинский фронт в 40 зенитно-прожекторный полк в город Керчь. Задача расчета, в котором начала служить, была очень ответственная - обнаружи-вать самолеты противника и уничтожать их. А самолеты летели зачастую так высоко, что довольно трудно было их услышать. Но слухач Надя Леонова почти никогда не ошибалась. Дуся Окопная была расчетной, Полина - старшим прожектористом. Еще служили с ними Саша Даврина, Тоня Демина.
На войне, как на войне. И все же разве не обидно, что в свои лучшие девичьи годы им пришлось мотаться по окопам, спать порой всего по 3—4 часа в сутки! Нет не обидно им. Они сражались за правое дело. Обидно бывает зачастую в мирные дни, когда растаптывают то святое, ради чего отданы были многие жизни.
У Полины Александровны есть замечательный альбом. Она сама его оформила из военных и послевоенных фотографий. Радом с одним из групповых снимков такие стихи:
Мы выстоять сумели в Сталинграде.
Не захлебнулись волнами в Крыму,
Но словно снайпер, спрятанный в засаде,
Нас выбивает смерть по одному.
Да, многих из однополчан уже нет в живых, одни остались на поле брани, другие умерли в мирное время, но тe, что остались живы, и но сей день верны солдатской дружбе. Долгие годы, живя после воины в Новосибирске, Полина Александровна была участницей хора ветеранов, вела большую военно-патриотическую работу в школах. В 1974 году она была приглашена в числе других одно¬полчан на 30-летие освобождения Керчи. Было это 11 апреля. В музее города есть и ее фотографии.
Ты когда-нибудь был в Керчи?
Я тебе расскажу про Керчь.
И Полина Александровна может часами рассказывать о своих боевых походах, о верности солдатской дружбе. В Новосибирске они жили с мужем в маленькой однокомнатной квартире с еще более крохотной кухней. Разменял, на Колывань, поближе к родственникам. Имела полное право инвалид войны жить в лучших условиях. Но не ходила, не обивала пороги. Не в ее это правилах. Она честно отдала свой долг, защищая Родину, нас с вами, заслужила, как и десятки ты¬сяч других ратников, низкий поклон. Так давайте поклонимся в День Победы всем живым и мертвым и никогда не посмеем осквернить память о тех годах.
Мы с каждым днем втаптываем в грязь многое из того, что считалось и должно бы считаться реликвией общества. Не дай Бог, если и эту святыню — День Победы - постигнет такая же участь!
Закамская, Л. На груди – ордена, на висках – седина // Трудовая правда. – 1993. – 8 мая. – С.2.