В декабре 1941 года я, семнадцатилетний паренек, ушел добровольцем на фронт. В составе легендарной Сибирской добровольческой дивизии сражался под Москвой, Воронежем. А потом - Сталинградская битва. Здесь и за¬кончился мой боевой путь.
В 1943 году я вернулся домой - двадцатилетний инвалид второй группы. Работал техническим секретарем райкома партии, был членом бюро РК ВЛКСМ.
Все дальше на запад уходила моя дивизия. С каждым днем сводки Совинформбюро становились все радостнее. Но один день моей жизни запомнился навсегда.
Это был теплый ясный день 9 мая 1945 года. Молнией разнеслась по селу весть - Победа! К зданию райисполкома стали стекаться сотни людей. У веранды стоял радостный гул - читали официальное сообщение о безоговорочной капитуляции Германии. А люди все прибывали и прибывали. Кроме колыванцев на площади собрались жители близлежащих деревень и сел - Большого Оеша, Чауса, Подгорной. Людское море затопило улицы, переулки. То там, то здесь горели кумачом флаги, лозунги, транспаранты. Митинг был коротким. А люди, перенесшие столько страданий и бед, - и труженики тыла, и фронтовики-инвалиды - не хотели расходиться. Все поздравляли друг дру¬га с Победой, смеялись и плакали, пели, плясали. До полудня продолжалось народное празднество. А потом - опять по своим рабочим местам. Трудовой день Колывани продолжался. Но это уже был мирный день, и задачи дня стояли мирные.
Настенко, П. День Победы // Трудовая правда.– 1975.- 9 мая. – С.3.