Итоги Межрегиональной образовательной акции «Библиотечный диктант» – 2022

27-29 мая Новосибирская областная молодежная библиотека в четвертый раз провела Межрегиональную образовательную акцию «Библиотечный диктант», приуроченную к Общероссийскому дню библиотек.

Библиотечный диктант проводится ежегодно, начиная с 2019 года, и призван привлечь внимание общественности к библиотекам, к их возможностям и ресурсам, а также популяризовать библиотечную профессию в молодежной среде.

Главным организатором акции выступает Новосибирская областная молодежная библиотека при поддержке министерства культуры Новосибирской области, Новосибирской региональной общественной организации «Гильдия молодых библиотекарей», Новосибирского областного колледжа культуры и искусств, Совета молодых специалистов при министерстве культуры Новосибирской области, журнала «Молодые в библиотечном деле», Молодежной секции Российской библиотечной ассоциации.

Первый Библиотечный диктант состоялся 28 мая 2019 года. Участники акции на площадке в НОЮБ и на 35 площадках в библиотеках Новосибирской области на выбор могли написать диктант с элементами сочинения или ответить на вопросы теста (также доступного и в онлайн-формате). Автором текста Библиотечного диктанта в 2019 году выступила известная сибирская сказительница, член Союза писателей России Таисья Пьянкова. Тогда участие в диктанте приняли свыше 600 человек.

В 2020 году Библиотечный диктант полностью переместился в Интернет, став межрегиональным и при этом увеличив свою аудиторию в два раза (1248 человек). 2021 год дал прирост аудитории еще в два раза (3200 человек). 185 библиотек из 46 регионов России присоединились к Межрегиональной образовательной акции «Библиотечный диктант» и организовали площадки, чтобы принять участие в масштабной предварительной программе.

В 2022 году в преддверии акции в библиотеках 38 регионов России было организовано 276 площадок, на которых с 11 по 28 мая для читателей состоялись просветительские мероприятия в поддержку Библиотечного диктанта, рекламирующие возможности и ресурсы библиотек, рассказывающие о профессии библиотекаря и, конечно, посвященные библиотечному и книжному делу: выставки, библиотечные уроки, экскурсии, игры, квесты и многое другое.

Наибольшее количество площадок было организовано в библиотеках Красноярского края (47), Новосибирской (39), Самарской (38), Иркутской (26) областей и Республики Башкортостан (25). Немного отстают по количеству площадок Рязанская область (14) и Ханты-Мансийский автономный округ – Югра (13). Среди оставшихся регионов, в каждом было организовано менее 10 площадок, в основном, по 1-3 площадки.

По сравнению с прошлым, 2021 годом, количество регионов, организовавших площадки уменьшилось на 8 (46 – 2021, 38 – 2022), при этом количество самих площадок – то есть присоединившихся к акции библиотек – увеличилось в 1,5 раза (со 185 до 276).

В Новосибирской области было организовано 39 площадок в библиотеках 23 централизованных библиотечных систем, на 11 площадок больше, чем в 2021 г.

География Библиотечного диктанта каждый год становится все шире, в 2022 году диктант охватил территорию от Калининграда и до Камчатки. Из-за повышенного интереса к акции, разницы в часовых поясах, а также в связи с мероприятиями «Библионочи», организаторы увеличили время проведения теста: диктант длился ровно 48 часов (с 10:00 27 мая до 10:00 29 мая).

Рис. 1. Регионы России, принявшие участие в Образовательной акции «Библиотечный диктант» в 2022 году

2021 год | 2020 год

Для участников Библиотечного диктанта организаторы разработали онлайн-тест из 25 вопросов, посвященных библиотечным понятиям и терминам, истории развития библиотек, профессии библиотекаря, состоянию библиотечного дела на современном этапе. Каждый человек, прошедший тест, получил именной электронный сертификат с индивидуальным результатом. Всего на вопросы онлайн-теста ответил 3371 человек – молодежь, люди взрослого, старшего, пожилого возраста и даже дошкольники.

В тестировании – ключевом событии акции – приняли участие 3351 человек из 74 регионов РФ и 20 человек из 5 соседних зарубежных государств: Республики Беларусь, Республики Казахстан, Приднестровской Молдавской Республики, Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики. Как и в прошлом, 2021 году, жители России составляют большинство участников диктанта (99,4%).

Наиболее активными были представители Сибирского (42%, почти половина из них – жители Новосибирской области) и Приволжского (26%) федеральных округов. Наименьшее количество участников из Северо-Кавказского федерального округа (0,2%). 0,3% участников диктанта не указали регион проживания.

Что касается отдельных регионов, наибольшее количество участников было из Новосибирской (20,3%), Самарской (10,3%), Свердловской (5,3%), Рязанской (5%), Нижегородской (3,2%), Иркутской (3,1%) областей, Красноярского (9,5%), Алтайского (3,6%), Хабаровского (3,1%) краев и Республики Башкортостан (3,7%).

Минимальное количество участников – не более 5 человек – предоставили г. Севастополь; Белгородская, Мурманская, Воронежская, Брянская, Архангельская, Ивановская, Калужская, Липецкая, Орловская, Тамбовская, Амурская, Астраханская, Калининградская, Костромская и Смоленская области, Ставропольский и Камчатский края; республики Мордовия, Саха (Якутия), Адыгея, Северная Осетия – Алания, Дагестан и Чеченская Республика.

В 2022 году впервые писали Библиотечный диктант участники из следующих регионов: г. Севастополь, республики Адыгея, Дагестан, Северная Осетия – Алания, Чеченская Республика, Камчатский и Приморский края, Владимирская, Оренбургская, Смоленская области. Не участвовали в диктанте после 2021 года представители республик Алтай, Ингушетии и Кабардино-Балкарской Республики, а также Тверской области. В 2022 году организаторы просили участников Библиотечного диктанта при регистрации указать, являются ли они сотрудниками библиотек. Оказалось, что в библиотеках работает 64% участников диктанта.



В Новосибирской области наиболее активными были участники из г. Новосибирска (15,6% от количества участников из области), Кочковского (8,6%), Убинского (6%), Черепановского (6%), Карасукского (5%), Купинского районов (5%) и г. Бердска (6%).

По 5 и менее участников было в Болотнинском, Маслянинском, Усть-Таркском, Чановском, Куйбышевском, Сузунском, Доволенском, Каргатском, Коченевском, Краснозерском, Ордынском, Тогучинском районах и в г. Обь.

Возраст участников Библиотечного диктанта в 2022 году распределен следующим образом: целевая аудитория диктанта – молодежь в возрасте от 14 до 30 лет – составила 24%, 9% – возрастная группа от 31 до 35 лет, 22% – участники от 36 до 45 лет, 24% – от 46 до 55 лет, 17% – лица в возрасте старше 55 и всего 4% составила возрастная группа участников младше 14 лет.

Каждый правильный ответ на вопрос теста приносил участнику один балл. Правильно ответили на все вопросы теста и набрали 25 баллов 21% участников, из них 3,9% молодежи от 14 до 30 лет. 9% участников ответили правильно менее чем на 10 вопросов, из них 3,6% молодежи. Наименьший результат – 1 балл – у 1 человека из 3371.

Среди молодежи процентное соотношение количества правильных ответов заметно меняется: доля полностью правильных ответов гораздо меньше (11% от общего количества ответов молодежи), а доля набравших менее 10 баллов значительно больше (18%).

В Библиотечном диктанте для прохождения тестирования не важен возраст, не имеет значения образование и место жительства. Главное — логика, внимательность и немного познавательной информации, которую организаторы ежегодно публикуют на странице акции в социальной сети ВКонтакте. Практически в каждом вопросе теста содержится подсказка или дополнительная информация, можно правильно ответить на вопросы, рассуждая логически.

В 2022 году участникам Библиотечного диктанта по традиции было предложено 25 вопросов. Самым легким для участников стал вопрос о сюжете сказки А.С. Пушкина «Золотой петушок», нарисованном на стене библиотеки в г. Старый Оскол, на него ответили правильно 95% участников.

Также большинство участников ответило правильно, что:

  • библиосмия – это термин, который означает «наслаждение от запаха книги»;
  • японская литература читается справа налево, сверху вниз;
  • мультипликация является популярным направлением работы современных библиотек;
  • КИБО ездит в населённые пункты Новосибирской области, в которых нет библиотек;
  • проект «Маленькая Бесплатная Библиотека» в Нью-Йорке (США) работает по принципу буккроссинга.

Самым сложным вопросом оказался вопрос о назначении внутренних пространств футуристической китайской публичной библиотеки «Око Биньхая». На него ответили правильно всего 65% участников. Другими сложными вопросами стали вопросы о причинах появления одной из первых издательских марок, о факсимильных изданиях, о нетрадиционных способах доставки книг и об арт-объекте «Потерянная книга» (г. Санкт-Петербург).

Что касается ответов на вопросы Библиотечного диктанта, которые дали молодые люди в возрасте 14-30 лет, то по сравнению с общим количеством участников, сложных для них вопросов оказалось больше (8). Помимо уже упоминавшихся, сложными вопросами стали вопросы о печатании книг с помощью печатных досок; причинах расположения информации в газетах в виде колонок и о конструктивном решении детской передвижной библиотеки в Нидерландах, проезжающей по узким улицам.

Таким образом, в 2022 году тест Библиотечного диктанта оказался более сложным для молодых людей 14-30 лет, чем для участников старшего возраста, поэтому значительно (18%) количество молодежи, набравшей в тесте не более 10 баллов.

С другой стороны, возросло количество молодых участников, набравших более 20 баллов (40%). Вероятно, повлияло то, что отвечать на вопросы было можно, воспользовавшись информационными материалами, которые организаторы заранее размещали в группе «ВКонтакте», либо во время прохождения теста быстро найдя информацию в интернете.

Но как бы ни отвечали на вопросы участники, сколько бы ни набрали баллов за тест, главное в Библиотечном диктанте – возможность узнать что-то новое или получить дополнительную информацию об уже известных фактах, а вовсе не проверка знания.

За четыре года проведения Библиотечного диктанта можно сказать, что он вызывает определенный интерес, особенно в профессиональных кругах, а его участники – люди достаточно эрудированные. Количество участников в 2022 году незначительно увеличилось по сравнению с прошлым годом, хотя ранее каждый год возрастало вдвое. Вместе с тем, после опубликованных в журналах «Молодые в библиотечном деле» статей и информационной рассылки в регионы, в полтора раза возросло количество присоединившихся к акции площадок. Библиотекари России откликнулись на призыв провести образовательные мероприятия для молодежи в преддверии диктанта, рассказывающие о библиотеке и книге, рекламирующие профессию библиотекаря.

Организаторы надеются, что в 2023 году в пятый, юбилейный, раз Библиотечный диктант не останется без внимания и привлечет не только коллег, но и как можно больше молодых пользователей. Библиотекарям, безусловно, известно, а вот молодежи стоит напомнить, что такое современная библиотека, каковы ее возможности и ресурсы, о том, что современные библиотеки могут предложить своим пользователям для образования, саморазвития и досуга – именно это призван пропагандировать Библиотечный диктант.

Гребенкина О.В.,

ведущий методист ГБУК НСО НОМБ